Институты таможенного дела государств – членов СНГ
Несмотря на общность многих принципов и начал, объединяющих таможенное право государств СНГ, существуют определенные особенности конкретных институтов каждой страны СНГ, что, конечно, должно учитываться и что играет немалую роль в таможенном общении рассматриваемых государств, в их конкретных двух- и многосторонних контактах.
Отсюда следует такой общий вывод. Таможенное право государств СНГ с учетом опыта России можно определить как комплексную отрасль права этих, которая представляет собой совокупность юридических институтов и норм, регламентирующих основы таможенного дела и отражающих основные особенности, свойственные каждому из названных государств.
На этом констатация общих, интегративных моментов завершается. Наступает следующий этап; конкретизация предмета регулирования, учета особенностей каждой страны, т. е. по существу дело сводится к характеристике права и его основных институтов применительно к каждой стране СНГ.
Здесь выделяются характер и содержание таможенного дела, основы таможенной политики, основные институты; порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенные режимы; таможенные платежи, таможенные органы; таможенное оформление и таможенный контроль; таможенные правонарушения, правоохранительная деятельность – борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, ответственность за них; нарушение таможенных правил и ответственность за них, производство по делам об этих нарушениях; таможенный тариф; правовые формы деятельности таможенных органов; таможенная статистика и ТН ВЭД; государственная служба в таможенных органах стран СНГ. Имеются и другие аспекты таможенного дела, однако характер и объем книги не позволяют на них останавливаться. В целом по этой условной схеме рассматриваются основные институты таможенного права государств – членов СНГ.
Еще один момент принципиального характера. Анализируя таможенно-правовые институты государств СНГ, с известной долей условности можно говорить о двух группах явлений.
Первые – базовые явления и институты, являющиеся объектом и предметом таможенно-правового, а также иного регулирования.
Вторые – собственно таможенно-правовое регулирование институтов таможенного дела.
В целом руководствуясь таможенными кодексами и другими комплексными нормативными правовыми актами государств, мы охарактеризуем и проанализируем наиболее значительные моменты как первой, так и второй группы.
Таможенное дело играет главенствующую, определяющую роль во всей системе таможенных отношений и таможенной деятельности. Оно стоит на первом месте в структуре таможенных кодексов государств. В то же время в Республике Узбекистан ст. 1 ТК посвящена таможенной политике.