Требования НОУТ к принятию управленческих решений в гос. органах
Однако в условиях усложнения государственной и общественной жизни вряд ли удастся полностью избежать принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. В последние годы руководителям органов государственной и муниципальной власти России часто приходилось принимать решения в условиях неопределенности политической ситуации, отсутствия стабильного законодательства, крайней противоречивости целей, интересов и поведения хозяйствующих субъектов, колебания рыночной коньюнктуры, цен и валютных курсов, системного кризиса. В таких условиях чрезвычайно важно не переступать допустимого предела энтропии, выражающего степень неопределенности в реализации управленческого решения.
Ликвидация советской административно-командной системы управления повлекла за собой не только расширение самостоятельности органов государственной и муниципальной власти России, но и резкое усиление риска в принятии и осуществлении управленческих решений. Чтобы эффективно урегулировать сложную проблемную ситуацию без директив сверху, руководителю нередко приходится идти на смелые, нестандартные решения, а это усиливает риск. В современных условиях руководителю надо смириться с неизбежностью риска, научиться прогнозировать его, оценивать и не переходить за допустимые пределы. Вместе с тем, чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будут результаты реализации управленческого решения.
При оценке организационных последствий осуществления альтернативы просчитываются возможности возникновения ненужных проблем, осложняющих процесс реализации управленческого решения. В первую очередь необходимо определить, как будут реагировать на данное решение служащие органов государственной и муниципальной власти, местное население, средства массовой информации, различные политические силы. Дурная привычка оценивать альтернативу по принципу «завтра будет точно так же, как сегодня, только еще лучше» может привести к нежелательным последствиям.
Методика оценки различных альтернатив урегулирования проблемной ситуации требует от руководителя глубокой аналитической работы. Прежде всего надо определить совокупность параметров управленческого решения, отвечающих целям урегулирования проблемной ситуации и обеспечивающих реальность его осуществления. В перечню таких параметров, как показывает практика, обычно относят: 1) фактор времени; 2) объем материальных и финансовых затрат на реализацию решения; 3) экономический и социальный эффект от реализации решения; 4) уровень научного обоснования каждой альтернативы; 5) допустимость многовариантности управленческих решений; 6) сопоставимость альтернативных вариантов урегулирования проблемной ситуации. По этим критериям выбирается из множества допустимых альтернатив наиболее вероятная и сопоставляется по всем оценочным показателям с другой. Лучшая из двух альтернатив, в свою очередь, сопоставляется с третьей, и этот процесс повторяется вплоть до последней альтернативы. По результатам детального анализа исходные альтернативы уточняются, а их число с каждым разом сокращается. Такая организация процесса оценки альтернатив решения проблемной ситуации позволяет выделить из их числа более предпочтительные, из которых и должно выбираться оптимальное, с точки зрения принятых критериев, управленческое решение.
Правильное представление о проблемной ситуации, тщательная и взвешенная оценка альтернатив практически предопределяют выбор оптимального управленческого решения. Руководитель учреждения просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными последствиями, оформляет ее в виде акта управления, содержащего план действий по урегулированию проблемной ситуации в соответствии с поставленной целью. После этого альтернатива приобретает характер директивы, организующей и стимулирующей совместную деятельность коллектива служащих ради достижения заданной цели.