Субъекты отношений бюджетного планирования и их процессуально-правовой статус
Подобные коллективные субъекты являются активными участниками программно-целевого бюджетного планирования не только на стадии разработки программных актов, но и на стадиях исполнения и последующего контроля исполнения данных актов.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», утвердившим Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, создана Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2006 года № 814, утвердившим Положение о Межведомственной комиссии, последняя наделяется, в частности, правами утверждения ежегодных докладов координатора Государственной программы о ходе ее реализации, уточнения программных мероприятий и корректировки показателей и индикаторов Государственной программы, участия в планировании распределения средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Государственной программы (пункт 3 Положения).
Множество примеров формирования схожих органов имеется и на региональном (муниципальном) уровнях.
Например, в Тверской области в соответствии с постановлением администрации области от 04.03.2008 № 49-па «О порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации» значительным объемом процессуальных прав и обязанностей на всех стадиях программно-целевого бюджетного планирования наделена Бюджетная комиссии Тверской области.
Следует отметить, что вопрос о правосубъектности такого рода «нетипичных» коллективных субъектов практически не исследован в литературе. Безусловно, не любая организационная форма, именуемая «советом», «комиссией» или подобным образом, может быть признана субъектом права, в том числе бюджетного права.
Для этого, как представляется, должны иметь место два основания:
1) способность вступать в отношения с другими субъектами самостоятельно и действовать от своего собственного имени; в значительной мере данная способность определяется наличием лица, обладающего правом действовать от имени коллективного субъекта, представляя его во внешних отношениях. В связи с отсутствием данного признака нельзя считать субъектом бюджетного права, например, предусмотренную Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 202) согласительную комиссию, создаваемую для разрешения возникающих в рамках бюджетного процесса противоречий. Природа ее функций позволяет скорее определить эту комиссию как форму выработки и выражения согласованного мнения сторон (участников комиссии) по определенным вопросам. Законодательство не закрепляет каких-либо элементов внутренней организации деятельности комиссии и ее представительства во взаимоотношениях с субъектами бюджетного процесса;