Субъекты отношений бюджетного планирования и их процессуально-правовой статус
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований иногда конкретизируется, что заказчиком программы должен быть орган исполнительной власти, являющий главным распорядителем бюджетных средств.
Органы исполнительной власти не только организуют исполнение бюджетного программно-целевого акта, но и в определенных случаях своими силами непосредственно реализуют программные мероприятия, выступая в качестве их исполнителей (например, при выплате пособий и субсидий гражданам).
Однако самую многочисленную группу исполнителей бюджетного программно-целевого акта составляют бюджетные учреждения, другие юридические лица и граждане.
Бюджетные учреждения создаются для непосредственного предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивая таким образом в процессе своей повседневной деятельности достижение запланированных программами результатов в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, бюджетными сметами и лимитами бюджетных обязательств (ст.ст. 161, 162 БК РФ).
Иные юридические и физические лица привлекаются к выполнению программных мероприятий, как правило, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов на конкурсной основе. Кроме того, юридические лица, не являющиеся государственными учреждениями, могут выступать получателями средств бюджета (субсидий, субвенций, грантов, бюджетных кредитов) в рамках реализации бюджетного программно-целевого акта. В этом случае их процессуальный статус также подпадает под статью 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Особая роль в процессе программно-целевого бюджетного планирования принадлежит организациям, которым в установленном порядке делегируются функции текущего управления целевой программой, принадлежащие государственному заказчику целевой программы.
В соответствии с пунктом 32 федерального Порядка государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы может на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций:
а) организация и (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий;
б) отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;
в) сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
г) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;