Субъекты отношений бюджетного планирования и их процессуально-правовой статус
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств представляют собой соответственно второй и третий организационные уровни бюджетного планирования.
Процессуальная роль органов исполнительной власти, относящихся к данной категории субъектов, заключается в том, что они являются связующим звеном между субъектами бюджетного планирования и получателями бюджетных средств (исполнителями программных мероприятий). К их процессуальным правам и обязанностям относятся:
- распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
- определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных бюджетных учреждений;
- формирование государственных (муниципальных) заданий.
Иными словами, главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет конкретизацию показателей бюджетного программно-целевого акта применительно к деятельности конкретных бюджетополучателей. Кроме того, им осуществляется ведомственный финансовый контроль и формирование бюджетной отчетности.
Самым значительным объемом прав и обязанностей в процессе программно-целевого бюджетного планирования обладают органы исполнительной власти – государственные заказчики (заказчики-координаторы) программно-целевых актов, выступающие организаторами деятельности других субъектов на стадиях разработки и исполнения программы.
Государственный заказчик федеральной целевой программы назначается Правительством Российской Федерации. При наличии нескольких государственных заказчиков (например – по каждой подпрограмме) назначается заказчик-координатор (пункт 6 федерального Порядка).
При этом федеральное законодательство не конкретизирует, какие именно органы исполнительной власти могут назначаться государственными заказчиками (заказчиками-координаторами) и могут ли ими назначаться только органы исполнительной власти.
На практике государственными заказчиками федеральных целевых программ назначаются любые федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, независимо от статуса и подведомственности (в том числе службы и агентства, подведомственные министерствам), а государственными заказчиками-координаторами – только федеральные министерства.
В некоторых случаях федеральное законодательство устанавливает особенности процессуальных действия органов исполнительной власти при совмещении ими нескольких процессуальных ипостасей. Так, в соответствии с пунктом 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2008 года № 392, предложения по предоставлению субсидий из федерального бюджета в рамках реализации долгосрочной (федеральной) целевой программы представляются в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации субъектом бюджетного планирования – государственным заказчиком долгосрочной (федеральной) целевой программы по согласованию с государственным заказчиком - координатором программы.