Рецепция права: общетеоретический аспект
Рецепции права как процесс. Доступность иностранного законодательства для заимствования его различными государствами делает рецепцию распространенным способом совершенствования национального права. Он представляется многим не сложным, простым, как механическое перенесение юридических законов одного государства в качестве законов других, без изменения их сущности, содержания и формы.
Представляется, что это поспешный вывод. Даже одни и те же социально-правовые явления, например, собственность, форма правления, включённые в различные контексты исторических, национальных, психологических особенностей данной страны, могут иметь диаметрально противоположные эффекты. Пользование «текстами из чужой культуры» приводит к новой интерпретации этих «занесённых» текстов и самого контекста «аборигенской» культуры. Из такой новой интерпретации неизбежно вырастают новые смыслы, реализуемые в человеческой деятельности.
Это всякий раз должно удерживать политиков и юристов от легковесного, даже с самыми благими намерениями, заимствования, а призывы к такой осторожности не следует рассматривать как самоцельный «патриотизм» и стремление отгородиться от западной культуры.
При механическом копировании возникает эффект «правового отторжения» чужеродного акта из ткани нормативного массива. Е.В. Родина сочетание процесса механического заимствования и слепого восприятия чужих моделей правовой системы называет «негативной (отрицательной) рецепцией», в результате которой возникает «культурная мутация».
При строгом отношении к рецепции она выступает как сложное или относительно сложное явление хотя бы потому, что в каждой отдельной стране движение права опосредуется психическим складом нации, историческими традициями, расстановкой классовых сил, господствующей правовой идеологией.