Преодоление противодействия на первоначальном этапе расследования уголовных дел
С целью получения информации о том, с какого момента подозреваемый прекратил осуществление своей профессиональной деятельности, необходимо произвести выемки и осмотры служебной документации ОВД (журналов и графиков дежурств, рапортов о приеме и сдаче дежурств, книг выдачи и сдачи оружия, специальных средств), произвести осмотры материалов доследственных проверок и уголовных дел, находившихся в производстве данного должностного лица. При изучении материалов проверок и уголовных дел необходимо устанавливать лиц, с которыми в интересующий следствие период виновным должностным лицом проводились следственные или проверочные действия. Указанных лиц надлежит допросить, в ходе чего установить обстоятельства, имеющие значение для следствия.
Другим весьма распространенным способом противодействия является непредставление следователю требуемой информации или документов.
Как обоснованно указывает П.В. Ильин: «Противодействие должностных лиц, представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, направленное на воспрепятствование установлению объективной истины по уголовному делу, зачастую заключается в ограничении доступа следователя к информации».
Это могут быть сокрытие или уничтожение материалов доследственной проверки и уголовного дела, а также документов учета, в которых были допущены факты фальсификации, невнесение необходимых сведений в книгу лиц задержанных и доставленных в ОВД, книгу учета сообщений о преступлениях и т.д.
В такой следственной ситуации следователю необходимо установить, кто является ответственным за хранение и ведение укрываемых или уничтоженных материалов или документов; изучить ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие сроки, порядок хранения, пересылки и уничтожения искомых документов; проверить, были ли они фактически уничтожены или переданы (направлены) в другие ведомства, учреждения; допросить лиц, ответственных за хранение и ведение интересующих документов, а также лиц, направивших или уничтоживших конкретные документы.
В то же время целесообразно принимать исчерпывающие меры, по отысканию интересующих следствие документов и предметов.
Следователи на первоначальном этапе расследования часто сталкиваются с таким видом противодействия, как оказание давления на свидетелей и потерпевших со стороны виновных должностных лиц. Такое противодействие может осуществляться как самостоятельно лицом, совершившим преступление, так и по его просьбе - сослуживцами или знакомыми, в том числе из иных подразделений и служб ОВД. Такое противодействие может выражаться в двух формах - конфликтное и бесконфликтное воздействие на участников процесса. Бесконфликтное воздействие выражается в уговорах, просьбах, подкупах, обещаниях и т.д. Конфликтное воздействие выражается в угрозах, запугивании, в незаконном применении мер административного или уголовного принуждения, совершении преступных провокаций и т.д. Конфликтное воздействие на участников процесса представляется наиболее опасным.