Правоотношение как форма реализация права
Конечно, если отождествлять государство с его аппаратом, который порой использует свои властные возможности в целях, далеких от правовых идеалов автономии, свободы и независимости личности, то такие опасения вполне справедливы. Но нужно забывать, что субстратом государства выступают не государственные служащие, а государственно-организованный народ. Поэтому на практике «государственными контролерами» соблюдения запретов нередко выступают сами граждане, не только требующие от потенциальных нарушителей юридических запретов вести себя правомерно, но порою и активно пресекающие их незаконные поползновения, а также доводящие соответствующую информацию до правоохранительных органов и тем самым приводящие их в действие. И делается это ими в своих собственных интересах, совпадающих с интересами государства как общности. Иного и быть не может, поскольку данная общность включает и их самих, а потому ее безопасность зависит и от их «правоохранной» деятельности. Поэтому государственный контроль, государственные гарантии беспрепятственного использования всеобщих и иных субъективных прав и реализации обязанностей включают в себя не только правоохранную деятельность органов государственного аппарата, но и аналогичную ей добровольную деятельность самих носителей указанных прав. А последние - вовсе не тоталитарный «Большой Брат».
Подводя итог, можно сформулировать следующие основные выводы.
1). Необходимо четко различать общие юридические связи и связи-правоотношения. Первые возникают на первой стадии правового регулирования - стадии общего действия норм права, вступивших в силу. Они являются результатом информационной и ценностно-ориентационной форм воздействия права на субъектов. Благодаря общим юридическим связям все потенциальные участники будущих правоотношений как бы расставляются в определенные юридические позиции друг относительно друга и приобретают возможность уверенно прогнозировать взаимное правовое поведение и надлежащим образом к нему подготовиться. В результате складывания абстрактных юридических связей упорядочивается, структурируется будущее правовое пространство и создается одна и важнейших предпосылок будущего правопорядка. Иными словами, они определяют возможное состояние этого правопорядка.
Правовые отношения являются следствием специально-юридической формы правового воздействия – правового регулирования. Они – свидетельствуют о реально существующем, уже сложившемся правопорядке, поскольку выражаются в фактическом правомерном поведении. С этой точки зрения соотношение общих правовых связей и правоотношений – это соотношение возможного и сущего.
2). В силу своей индивидуализированности правоотношения не могут быть общими или абсолютными. Сторонники общих и (или) абсолютных правоотношений не учитывают существенных различий между абстрактными правовыми связями и связями-правоотношениями, а также объективных пространственно-временных границ человеческого существования, выступающих непременным юридическим фактом любого правового взаимодействия и всегда индивидуализирующим общие правовые связи.