Права потребителя в магазине
Свободный рынок невозможен без гарантий для продавцов и покупателей. Первые получили защиту частной собственности, для части вторых приняли специальный Закон РФ о защите прав потребителей. Разбираемся, как он работает.
Защита прав потребителей — комплекс мер, охраняющих права людей, которые приобрели товары, работы и услуги в целях, не связанных с предпринимательством. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 называет главные признаки потребителей.
Это физические лица. Компании и индивидуальные предприниматели не получают защиты по Закону РФ о защите прав потребителей.
Покупку делают в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Если потребитель захочет перепродать товар подороже, это будут оценивать как ведение бизнеса. Закон о защите прав потребителей к нему применять не будут.
Первые упоминания о защите потребителей встречаются в Законах Хаммурапи — это документ XVIII века до нашей эры. На современном этапе важный шаг в этой области законодательства был сделан 15 марта 1962 года, когда Джон Кеннеди подписал «Билль о правах потребителя». Именно в эту дату отмечают Всемирный день защиты прав потребителей.
В СССР закон о защите прав потребителей приняли в 1991 году. После распада Советского Союза на смену ему пришел Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1. За более чем три десятка лет в него внесли немало изменений, однако он продолжает действовать. Также нормы о защите интересов покупателей — граждан закрепили в ГК РФ.
Потребитель имеет право:
На безопасность товара, работы и услуги. Это право регулирует «Закона о защите прав потребителей». Это значит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар или услуга при обычных условиях ее использования или хранения были безопасны для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества потребителя.
На качество товара, работы или услуги. Право регулирует указанного закона. Продавец или исполнитель обязаны передать покупателю товар или услугу, качество которых полностью отвечает условиям договора.
На информацию о товарах, работах или услугах. Право регулирует закона. Продавец или исполнитель обязаны дать покупателю всю исчерпывающую и достоверную информацию о товаре или услуге для того, чтобы он мог сделать правильный выбор.
На возмещение ущерба. Право регулирует закона. При нарушении прав потребителя продавец или исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором, и должен возместить ущерб, неустойку, пени или оплатить штраф.
Право на компенсацию морального вреда. закона предусматривает право покупателя на компенсацию морального вреда при нарушении прав потребителя продавцом. Размер компенсации определяет суд.
На обмен товара надлежащего качества. закона говорит, что потребитель имеет право обменять товар ненадлежащего качества у продавца, если товар не подошел покупателю и не относится к числу товаров, которые не подлежат обмену и возврату.
На обнаружение недостатков товара. Покупатель при обнаружении недостатков в товаре может потребовать заменить товар, вернуть его, поменять на другой с перерасчетом стоимости или исправить недостатки.
На судебную защиту. В соответствии со закона покупатель может защитить свои права потребителя через суд. Иск можно подать по месту проживания покупателя или месту нахождения компании. Потребитель не обязан уплачивать государственную пошлину по искам, связанным с нарушением прав.
Каждый человек имеет право защищать свои интересы любым законным способом. У потребителей есть еще и защита государства: их интересы отстаивают специальные объединения и Роспотребнадзор. В отношениях с продавцами и исполнителями потребитель слабее, поэтому защиты и гарантий у него больше. Вы сами выбираете, в какой суд подавать иск, и не должны платить госпошлину.
Если что-то пошло не так, сначала всегда пишите заявление, чего именно вы хотите: вернуть деньги, обменять товар, отремонтировать его по гарантии, провести экспертизу, получить компенсацию, снизить цену. Если эту просьбу не выполнят или проигнорируют, пишите претензию — она пригодится для жалобы и суда. Потом — жалобу в Роспотребнадзор, можно через интернет. Или идите в суд. С этим могут помочь специальные объединения по защите прав потребителей. Они все сделают бесплатно и получат часть штрафа, который взыщут с нарушителя ваших прав. Если иск до миллиона рублей, госпошлины не будет.
Продавцы не любят расставаться с деньгами. Но получает их тот, кто не молчит и требует положенного по закону. В большинстве случаев хватает настойчивости и претензии. Если подкрепить требования ссылками на законы и уверенно требовать соблюдения своих прав, больше шансов добиться желаемого.