О некоторых теоретических проблемах социально-страхового обеспечения
Наличие такого большого числа отсылочных норм не способствует уяснению застрахованным лицом объема своих прав на обеспечение по ОМС.
Анализируя действующее законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования, можно констатировать наличие нескольких моделей их правовой регламентации. Первая модель действует в сфере обязательного пенсионного страхования и представляется наиболее предпочтительной, поскольку наиболее детально регулирует соответствующие общественные отношения. Она включает два федеральных закона, первый из которых устанавливает организационные, правовые и финансовые основы определенного вида обязательного социального страхования. Второй закон посвящен предоставлению социально-страхового обеспечения.
Вторая модель представлена в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Она предполагает наличие одного закона, содержащего в себе как общие положения, так и положения, касающиеся социально-страхового обеспечения.
Третья модель характерна для страхования на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти. Такое наименование данного вида страхования не получило легального закрепления и регулируется оно различными нормативными актами. В рамках указанной модели действует несколько федеральных законов, посвященных конкретному виду социально-страхового обеспечения. Для уяснения общих положений страхования на случай временной нетрудоспособности, материнства и смерти необходимо опираться на Закон об основах социального страхования.
Четвертая модель применена в правовом регулировании обязательного медицинского страхования и представляется наименее удачной. ОМС регулирует только один закон, который устанавливает общие положения относительно обязательного и добровольного медицинского страхования (далее также - ДМС) одновременно, не уделяя должного внимания страховому обеспечению. В то же время добровольное медицинское страхование регулируется нормами гражданского права, что обуславливает его существенные отличия от обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в специальных законах о конкретных видах страхования, как правило, определяются не только виды, но и объем страхового обеспечения. Например, в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании» (положения которого конкретизируются еще и в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях» ) или в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Таким образом, в системе обязательного медицинского страхования Программа государственных гарантий является единственным нормативным правовым актом, определяющим виды и объем социально-страхового обеспечения. При этом она также содержит положения, касающиеся бесплатного медицинского обслуживания за счет средств бюджетов различных уровней, то есть в целом направлен на реализацию конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41 Конституции РФ). Программа государственных гарантий ежегодно утверждается Правительством РФ. Подчеркнем, что установление рамок бесплатной медицинской помощи в подзаконном нормативном акте у некоторых специалистов вызывает обоснованные возражения.