Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования...

Подробнее:

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник...

Подробнее:

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права...

Подробнее:

Некоторые тенденции развития современных политических систем

Но данная территория не входит в состав какого-либо государства, в том числе Китая. Вопрос о вхождении той или иной территории в состав государства – это вопрос фактический. Это не вопрос того, что записано в каких-либо документах, но вопрос факта. Территория государства – это та область Земли, на которую распространяется власть этого государства. Существует несколько признаков распространения на определенную территорию такой власти. Здесь а) должны собираться налоги в пользу данного государства, б) должны находиться его вооруженные силы, в) его суды должны осуществлять правосудие по делам, связанным с этой территорией, г) территориальные органы власти должны соблюдать юридические нормы данного государства, а в случае их нарушения виновные должны нести юридическую ответственность. Поскольку ни один из этих признаков не имеет места в отношениях между Тайванем и Китаем (или иной страной), постольку внешняя власть не распространяется на Тайвань и, следовательно, Тайвань не входит в состав иной страны. Из того факта, что на данной территории осуществляется государственная власть, но эта территория не является частью какого либо иного государства, следует, что она сама является государством.

Какое значение имеет юридическое признание территориального политического образования другими странами для его рассмотрения в качестве государства? С философской точки зрения представление о том, что существование данного государства зависит от того, признают ли его юридически другие государства, можно назвать характерным проявлением субъективного идеализма. Но такая точка зрения не может быть исходным пунктом для серьезного научного рассуждения. Ведь если человеку не нравится какое-либо или явление, он может его не признавать и считать, что оно не существует, но от этого объективно существующее не исчезнет. Точно так же, когда одному государству не нравится существование другого, оно может не признавать его юридически и полагать в силу этого, что его нет. Но реально de jure не признанное государство существовать не перестанет.

Представление о том, что государством может считаться только такое образование, которое юридически признано другими странами, сталкивается с одной трудностью. Возникает вопрос о том, сколько именно государств должны такое признание осуществить. Достаточно ли для этого одной страны или необходим какой-то иной минимум признающих стран. Любой ответ на данный вопрос будет произвольным и субъективным. Государство существует не потому, что кто-либо признает его существование, а потому, что оно способно в течение длительного времени эффективно осуществлять на данной территории государственные функции. Как правильно писал Н.М. Коркунов, «государство лишь постольку и существует, поскольку оно действует, властвует, правит». Наличие того или иного государства – это объективный факт, который не зависит от чьего-либо субъективного признания.

Самое сильное возражение против возможности существования непризнанных государств состоит в том, что политическое образование, которое не признается мировым сообществом или по крайней мере сильным блоком государств, нежизнеспособно и потому исторически обречено. В данном возражении смешивается официальное юридическое признание и неофициальная политическая поддержка. Следует согласиться с тем, что политическое образование, не получающее политической поддержки со стороны других государств, не может существовать в течение сколько-нибудь длительного срока. Но фактическая политическая поддержка может предоставляться и без официального юридического признания. Государство, которое по тем или иным соображениям не признает другое государство, может фактически оказывать последнему поддержку, если считает это для себя выгодным. Например, Армения, официально не признавая Нагорный Карабах, фактически оказывают ему всестороннюю помощь. Государство не способно существовать без поддержки и сотрудничества со стороны других государств, но, как показывает практика, вполне способно функционировать без юридического признания. Существование непризнанных государств в современном мире представляет собой объективный факт, игнорировать который юридическая наука не может и не должна.

Навигация по сайту

Популярные новости

  • 27-03-2024Ирина Шиткина рассказала о поправках, которые предлагается внести в часть первую Гражданского кодекса. В настоящее время...
    Подробнее...
  • 25-03-202428 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации...
    Подробнее...
  • 23-03-2024С докладом выступил председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов...
    Подробнее...

Опрос на сайте

Депутатом в Государственной Думе может стать человек, которому уже исполнилось?
  •  Восемнадцать лет
  •  Двадцать лет
  •  Двадцать один год
  •  Двадцать пять лет
  •  Тридцать пять лет