Федерация и федерализм: семантико-терминологический аспект
Международная, конфедеративная сущность союзов государств, в противовес государствам союзного характера, доказывается и считается общепризнанной и в современной международно-правовой науке, и в практике. Поэтому с суждениями об их федеративной государственно-правовой природе согласиться нельзя.
Довольно часто федерацию называют союзным государством, причем такая характеристика встречается не только у специалистов, но и вошла в лексические нормативы русского языка, отразившись в толковых и энциклопедических словарях. Как отмечалось выше, союзное государство есть следствие более тесного добровольного объединения нескольких государств в одно новое государство, новый суверенный субъект международного права. Объединение происходит на основе договора, причем объединившиеся субъекты переходят в подчинение верховной союзной власти, передают в ее ведение ряд ранее осуществлявшихся самостоятельно вопросов своей компетенции и (в том числе) отказываются от международной правосубъектности. Впоследствии договорные условия закрепляются федеральной общесоюзной конституцией, в соответствие с которой субъекты приводят собственные конституционные акты. Таким образом исторически возникли первые федерации в Швейцарии, США, Венесуэле, Аргентине, а также федерации СССР и некоторых других стран.
В свете изложенного, создание союзного государства характеризуют в литературе как интегративный процесс. Д.Л. Златопольский говорил о государственно-правовом «объединении двух или нескольких государств в одно новое государство»; Я.Н. Уманский и авторы «Дипломатического словаря» - о «государстве, образованном в результате объединения; К.В. Арановский – об «объединении … в единое союзное государство»; А.Н. Кокотов – о государстве, «объединяющем в себе несколько других государств или государственных образований».
Ряд ученых говорят о федерации не как о результате объединения или об объединении в союзное (новое, единое) государство, а применяют термин «объединение» в статическом значении, без пояснения его целей или последствий. Например, исследователь канадского федерализма В.Е. Шило рассматривает федерацию как «объединение двух или более государственных образований (земель, штатов, провинций и т.д.), каждое из которых в большем или меньшем объеме обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов».
Анализируя эту дефиницию, оставим за рамками нашего внимания характеристики состава субъектов федерации и их признаков и обратимся к семантике слова «объединение». Нетрудно заметить, что без каких-либо дополнительных пояснений относительно предпосылок и форм объединения его значение окажется синонимичным значению слова «союз». Следовательно, вместо формулировки В.Е. Шило было бы равнозначным использовать формулировку «союз двух или более земель, штатов, провинций и т.д.».
Однако, как уже указывалось, союз нельзя считать государственно-правовым, то есть федеративным объединением, он может быть лишь формированием конфедеративного или международно-правового характера. Что касается федерации, то, как отметил А.Д. Ковачев, «всякое федеративное государство хотя и состоит из отдельных субъектов (например, штатов, земель, кантонов), но представляет собой единое целостное государство и отнюдь не является какой-либо формой объединения отдельных государств».