Федерация и федерализм: семантико-терминологический аспект
Осмысление федерализма в юридической науке того периода проходило через призму проблематики суверенитета, а точнее – политико-правового статуса и компетенции федерации и ее субъектов. Согласно позиции Г. Еллинека, П. Лабанда и их сторонников, суверенитетом способна обладать лишь федерация в целом. М. Зейдель, Д. Кольхаун и их последователи, напротив, наоборот признавали суверенитет только за субъектами федерации, особенно при наделении последних правами нулификации и сецессии. А. Токвиль и Г. Вайц, полагая, что политико-юридический статус федерации и ее членов не может быть изменен никем из них в одностороннем порядке, сделали вывод о необходимости делить суверенитет между федерацией и ее членами согласно конституционно закрепленной «доли власти».
Федерализм как теория отличается не только разнообразием концептуальных подходов, но и дискуссионностью самого вопроса об их количестве. Одни авторы говорят о двух, другие – о семнадцати вариантах, третьи вообще считают невозможным придерживаться традиционного деления государств на унитарные и федеративные, выдвигая в качестве основного критерия лишь способы и степень сочетания централизованных и децентрализованных методов управления. В зависимости от характера взаимоотношений разных уровней власти (что вполне оправдано, так как именно специфика подобных связей отличает разные формы государственного единства друг от друга) в зарубежной литературе традиционно идентифицируют договорную, централистскую, административную, координационную и дуалистическую концепции федерализма. В более поздний период стали говорить о так называемых «исполнительном федерализме» и «новом федерализме». Влияние последнего проявилось в доктрине конкурентного федерализма, и, наконец, в последние десятилетия заявила о себе концепция так называемого «технократического федерализма».
В русской дореволюционной научной юридической литературе о федерации, автономии, конфедерации и вообще о территориальном устройстве государства в той или иной степени упоминали многие исследователи в сфере государственного, международного права и теории государства. Вместе с тем, специальных работ было немного. Это произведения М.Б. Горенберга, А.Н. Жилина, П.Г. Мижуева, Н.И. Палиенко и особенно А.С. Ященко, посвятившего федерализму обе (и магистерскую, и докторскую) диссертации. Его главным научным вкладом стала разработка дуалистической («синтетической») концепции федерализма, но, несмотря на большое ее влияние на советский федерализм, А.С. Ященко считал неприемлемыми любые попытки федерализации России. В 1917 – 1918 годах появились работы М.А. Рейснера и М.П. Лазерсона.
Представители «старой школы» стали первыми исследователями советской территориально-политической проблематики. Уже в 20-е годы ХХ века появились работы К.А. Архиппова, В.Н. Дурденевского, С.А. Котляревского, Д.А. Магеровского, А.М. Турубинера, содержавшие государственно-правовой анализ СССР, союзных республик и находившихся в их составе автономных республик и автономных областей.
Советское время не всегда было благоприятным для государственно-правовых исследований, тем более что вплоть до 1937 года не было не только учебников, но и отрицалась сама возможность существования отрасли и науки советского государственного права. Тем не менее, и в этот период ученые по мере возможности не обходили вниманием вопросы государственного единства и суверенитета, освещавшиеся в трудах И.Н. Ананова, Б.А. Борьяна, В.В. Дорогина, И.Д. Левина (явившегося, по его словам, фактическим автором и редактором первого учебника по советскому государственному праву), С.М. Равина, И.П. Трайнина и других авторов. Ряд высказанных ими положений до сих пор не утратил своей актуальности.