Федерация и федерализм: семантико-терминологический аспект
Во второй половине ХХ века ряд отечественных авторов выступили против сведения федерализма только к вопросу о федерации, ее видах, принципах и внутрифедеративных правоотношениях. Например, А.И. Лепешкин в полемике с В.В. Копейчиковым вслед за С.М. Равиным исходил из понимания федерализма «в широком смысле, как всеобъемлющей политической формы устройства советского многонационального государства». В содержание федерации при этом включались не только политические, но и экономические отношения советского общества, а также задача его перерастания в коммунистическую формацию, в роли формы построения которой и рассматривался советский федерализм.
Таким образом, наряду с политико-юридическим, подчеркивались экономический и идеологический аспекты федерализма. В настоящее время идею связи федерализма с целеполаганием и материальными ценностями проводит швейцарский автор М. Шрёдер, а английский исследователь Дж. Смит полагает, что «федерализм можно рассматривать как идеологию», основной смысл которой заключается в компромиссе между разнообразием и единством, региональной самостоятельностью и общегосударственным суверенитетом.
К «материальному» аспекту российского федерализма в науке и практике последних лет наблюдается повышенное внимание. В публикациях А. Амосова, С. Валентея, Г. Гаджиева, Г. Ермошкина, О. Кузнецовой, В. Мау, В. Новикова, В. Руденко, А. Сычева и других авторов исследуются связь управления в федеративном государстве с экономической политикой и конституцией, особенности реализации принципа федерализма в сфере предпринимательства, проблемы экономической реформы, формирования единого экономического пространства и законодательного обеспечения экономико-хозяйственной деятельности в федеративном государстве. Особую значимость приобретают вопросы так называемого «бюджетного федерализма», которые исследованы О. Богачевой, Ю.В. Друговой, А.Г. Игудиным, Ю.А. Крохиной, С.Н. Матвеевым, В.И. Птицыным, Р.Г. Самаевым и другими авторами.
Подобное внимание к материальной проблематике федеративных отношений далеко не случайно, ибо, как единодушно отмечают и отечественные, и зарубежные исследователи, экономическая интеграция, наряду с интеграцией политической и интеграцией права, служит одним из важнейших системообразующих факторов современных федеративных государств.
Федерализм как идеология тесно связан с формированием и лежит в основе программно-мировоззренческой базы политических течений, участники которых выступают за федеративную организацию государства или за создание нового государства на федеративных началах. Подобные общественные объединения в конце XVIII века и в XIX веке были распространены в ряде стран американского континента, представляя собой политические группировки, предшествовавшие современным политическим партиям. Например, в республиках Латинской Америки их участники выступали за децентрализацию власти и федерализацию унитарных государств, а в США, наоборот, - за централизацию, перерастание конфедеративной формы единства Северо-Американских Соединенных Штатов в федеративную и усиление федеральных структур.
В Российской империи такого рода политических группировок в чистом виде не существовало, если не считать возникшего в середине ХIХ века сибирского областничества, лидеры которого провозгласили целью обособление Сибири от России по образцу Северо-Американских Соединенных Штатов, за что были подвергнуты преследованию со стороны самодержавия. Тем не менее, предложения по федеративному переустройству территории Российского государства в той или иной степени выдвигались различными революционными течениями: декабристами в лице Н. Муравьева, издателями «Колокола» А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, анархистами М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным, а после Октябрьской революции 1917 года – большевиками во главе с В.И. Ульяновым (Лениным).