Федерация и федерализм: семантико-терминологический аспект
Рациональное зерно в подобной трактовке принципа федерализма, безусловно, существует. В федеративном государстве разделению по вертикали подлежит не только реализация государственной власти, но и нормотворчество, выступающее в роли одной из форм государственной деятельности. Вопросы правового статуса физического лица могут находиться не только в общефедеральном, но и в совместном ведении федерации и субъектов федерации (как это имеет место в России). В таком случае договорным или законодательным путем проводится разделение конкретных полномочий между органами государственной власти различных уровней во избежание вмешательства их в дела друг друга. Структуры политических партий, неполитических общественных организаций, общественных движений и прочих общественных объединений также выстраиваются с учетом территориально-политической организации государства, где, наряду с общегосударственной и первичными организациями, формируются региональные организации в границах субъектов федерации с собственными органами управления и т.д.
Однако, несмотря на важность негосударственных институтов политической системы, особенно в условиях всемерного возрастания роли так называемого «гражданского общества», говорить об их системообразующем значении в содержании принципа федерализма не следует. Федералистское звучание этих институтов возникает исключительно благодаря федеративной организации самого государства и системы осуществляемой им власти. Поэтому принцип федерализма следует рассматривать прежде всего в качестве принципа территориально-политической организации государства, позволяющего осуществить уровневое разделение сфер реализации публичной власти и связанной с ним компетенции центральных и региональных органов.
Близкое к интерпретации В. Острома, но все же еще более широкое, чем у него, понимание принципа федерализма, высказывает А.Н. Аринин. Он полагает, что «ключевым моментом в федерализме является отнюдь не разграничение предметов ведения и полномочий между центром и регионами. Такое разграничение существует и в унитарных государствах… Смысл подлинного федерализма – это самоуправление личности, свобода выбора и личная ответственность гражданина (выделено нами – В.С.). Именно в интересах гражданина, его безопасности, ради обеспечения его демократических прав и свобод происходит политическое и правовое разделение власти на федеральную власть и власть субъектов федерации». А.Н. Аринин называет истинным федерализмом лишь тот, который основан на действительном народовластии, ибо признаки федерализма «имманентно присущи» демократическому правовому государству, а истинный федеративный договор есть не бюрократическое «творчество» политических элит, а «социальный договор граждан, которые устанавливают партнерские взаимоотношения общества и власти». Весьма похожую и практически аналогичную позицию занимает Б.Н. Пастухов.
Данная концепция тоже не нова, а присущее ей понимание федерализма, заложенное еще А. Токвилем и его единомышленниками, восходит в своей основе к доктрине народного суверенитета и теории «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Она олицетворяет одну из традиционно называемых исторических целей федерализма – демократизацию государства через децентрализацию власти и вертикальное «разделение властей».