Федерация и федерализм: семантико-терминологический аспект
Нельзя согласиться с К.В. Арановским в его суждении о «территориях, обладающих собственной государственностью». Территория не может выступать в подобной роли, поскольку государство является категорией социально-политического, а не географического происхождения. Источником государственной (и вообще публичной) власти в обществе является народ, который и создает государственность в необходимом ему статусе и на соответствующей территории. Национально-государственные образования, к числу которых относят часть субъектов Российской Федерации, были организованы в результате политического самоопределения этнических общностей либо для этих общностей. Таким образом, обладателем государственности в любом случае выступают общности людей, создавшие (или для которых создали) «собственные» государственные образования.
Противоречива позиция Э.Г. Соловьева, считающего субъектами федерации не только государственные, но и территориальные образования. Государственные образования всегда территориальны, ибо государственность (государство) не способно существовать без территории, служащей пространственным пределом осуществления государственной власти. Можно, правда, предположить, что под государственными образованиями Э.Г. Соловьев подразумевает республики, а под территориальными – иные субъекты Российской Федерации, тем более, что аналогичная точка зрения в отечественной литературе существовала. С.И. Русинова, например, называла национально-территориальными образованиями советские автономии: АССР, автономные области, трудовые коммуны и национальные округа, а территориальными организациями – систему административно-территориального деления в виде совокупности краев, областей, районов, сельских советов и других территориальных образований и административно-территориальных единиц.
Однако в настоящее время автономные области и автономные округа сохраняют в своих названиях упоминания об автономии всего лишь как историческую традицию, являясь по статусу субъектами Российской Федерации и, следовательно, государственными образованиями. Что касается административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, то согласно Конституции России составляющие его территориальные образования имеют муниципальный статус и не являются субъектами федерации.
По аналогичным причинам для характеристики субъектов федерации нельзя применять и конструкцию «объединение, обладающее определенной политической самостоятельностью». Это обозначение является слишком общим, и его можно одинаково распространить не только на субъекты федерации, но и на муниципальные образования, и даже на экстерриториальные формирования. Любая политическая партия имеет организационно-обособленный статус элемента политической системы и юридические возможности по участию в управлении делами государства. Федерация же является территориально-политическим сообществом, в круг субъектов которого ни муниципальные образования, ни партии, ни иные экстерриториальные формирования входить не могут.
По мнению большой группы исследователей, в числе которых А.Б. Венгеров, А.Н. Кокотов, В.В. Маклаков, Я.Н. Уманский, В.Е. Чиркин и другие авторы, пытающиеся, видимо, занять «золотую середину», федерация состоит «из государств или государственных образований». Такую же позицию занимают ученые-филологи при выработке лексических нормативов русского языка. Оценивая ее, необходимо иметь в виду, что при использовании в терминологической конструкции одновременно и специального, и общего понятий, семантика общего, как правило, сужается до объема оставшегося после исключения содержания специального понятия. Так как государство – это суверенное государственное образование, а полный объем категории «государственное образование» охватывает все статусные разновидности политико-территориальной организации, то в конструкции «государства или государственные образования» содержание последнего термина сведется только к несуверенной государственности. Для ее обозначения С.Ю. Кашкин и Б.А. Страшун употребляют понятие «государственно-подобные (то есть только внешне похожие на государство – В.С.) образования» и, помещая их в своем определении федерации на первое место, видимо, полагают,