Цели специальных правил назначения наказания
Правила «исключительного» смягчения наказания (ст. 64 УК) также не всегда могут быть реализованы. Прежде всего, положения ст. 64 УК ориентированы на применение к тяжким и особо тяжким преступлениям, поскольку в санкции, установленные за деяния, обладающие меньшей общественной опасностью, как правило, включен штраф, а нижняя граница наказаний соответствует минимальному пределу, присущему соответствующим мерам государственного принуждения. Так, например, при наличии даже комплекса исключительных обстоятельств, назначить более мягкое наказание за деяния, предусмотренные, допустим, ч. 1 ст. 158-160 УК, возможным не представляется. Мы полагаем резонной постановку вопроса о включении в УК нормы, допускающей освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, при наличии исключительных обстоятельств.
Надуманные сложности в правоприменении породило разъяснение, содержащееся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г.: «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», в котором утверждается: «По смыслу закона, если смягчающие обстоятельства учтены судом при назначении наказания по правилам статьи 62 УК РФ, они сами по себе не могут повторно учитываться при применении статьи 64 УК РФ». Дело в том, что положения ст.62 УК РФ лишь учитываются при назначении наказания. Реализация уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст.64 УК РФ, нуждается не только в учете, но и в применении. При этом нельзя исключать (по причине «повторности») учет смягчающих обстоятельств, названных в ст.62 УК РФ, поскольку они в таком случае рассматриваются и как одно из возможных оснований для применения ст.64 УК РФ. Повторного учета при этом не происходит, так как наказание назначается одно и только с применением ст.64 УК РФ.
Обращает на себя внимание и то, что не всегда позволит обеспечить снижение репрессии такая форма смягчения наказания, предусмотренная ст. 64 УК, как переход к более мягкому виду наказания. Действующая система наказаний не всегда позволяет определить, какой вид наказания по своему содержанию фактически, а не номинально, является более строгим. Например, штраф даже в размере трехсот тысяч рублей обладает большей степенью карательного воздействия, чем обязательные или исправительные работы. Таким образом, в отдельных случаях назначение формально более мягкого наказания, чем предусмотрено за преступление, может существенно ухудшить правовое положение осуждаемого лица вопреки задачам и целям самого института. Отмеченная парадоксальная ситуация, как думается, во многом обусловлена так называемым «перечневым» подходом к системе наказаний и демонстрирует его несостоятельность.
В ст. 68 УК РФ установлены специальные правила назначения наказания при рецидиве преступлений, смысл которых – установить повышенную ответственность лиц, совершающих новые преступления при наличии судимости, и в то же время максимально индивидуализировать наказание.