Акты гражданского состояния
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится территориальными органами записи актов гражданского состояния, образованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Акты гражданского состояния граждан России, проживающих за границей, регистрируются консульскими учреждениями Российской Федерации.
Признаются действительными акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов загса. Они приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах загса, и не требуют последующей государственной регистрации.
Государственная регистрация актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров записи акта гражданского состояния на бланке соответствующей формы, куда включаются необходимые сведения о гражданине и о самом акте гражданского состояния. На основании составленной записи гражданам выдается на руки свидетельство – документ, удостоверяющий факт государственной регистрации акта гражданского состояния. Бланки свидетельств выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый такой бланк имеет серию и номер.
Какие конкретно сведения должны быть внесены в ту или иную запись акта гражданского состояния, а также в соответствующие свидетельства, установлено в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния», а формы бланков этих документов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709.
Первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния, составленные в пределах календарного года, формируются в хронологическом порядке в книги государственной регистрации актов гражданского состояния. Срок хранение актовых книг – 75 лет со дня составления записей актов гражданского состояния, по истечении которого они передаются в государственные архивы. Первые экземпляры актовых книг хранятся в органах загса по месту их составления, вторые – в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в данном регионе.
Для составления записи акта гражданского состояния гражданами должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, а также документ, удостоверяющий личность заявителя.
Каждая запись акта гражданского состояния должна быть прочитана заявителем, подписана им и составляющим запись работником, скреплена печатью органа загса. Ответственность за правильность государственной регистрации акта гражданского состояния и качество составления записи возлагается на руководителя соответствующего органа загса.
Сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Орган загса вправе сообщить эти сведения только по запросу суда, органов прокуратуры, дознания или следствия либо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.