Состав предмета налогового права и его дифференциация
Так, применительно к первой группе отношений в п. 3 ст. 1 НК РФ отмечается, что действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом. Таким образом, соответствующие отношения, исходя из своей природы, традиционно относимые к конституционно-правовым, по общему правилу также подвержены лишь субсидиарному налогово-правовому регулированию.
2. Отношения по взиманию налогов и сборов хотя и составляют ядро предмета налогово-правового регулирования, также не могут быть безоговорочно и в полной мере вовлечены в орбиту предмета налогового права.
Во-первых, взимание налогов и некоторых сборов в части их исчисления основано на применении комплекса действующих бухгалтерских технико-юридических норм.
Если даже и отнести эти технико-юридические нормы к налогово-правовым, в любом случае сложно говорить о формировании особой группы отношений «по исчислению налогов и сборов», в составе группы отношений по их взиманию. Сам процесс исчисления налогов является сугубо технической операцией, и если он не проявляет себя в данных бухгалтерского и налогового учета, он не может регламентироваться правом. Этот тезис справедлив, поскольку по общему правилу налогоплательщик должен самостоятельно определить свои налоговые обязательства, самостоятельно исчислить налог. В тех случаях, когда обязанность по исчислению возлагается на налоговый орган, отношения по исчислению налога отчасти попадают в сферу юридической регламентации, однако, как видно из структуры НК РФ, по существу не образуют самостоятельного вида отношений.
Во-вторых, не все отношения по принудительному взиманию налогов и сборов относятся к сфере налогового права. Если отношения материально-правовой природы, заключающиеся в исполнении соответствующей фискальной обязанности всегда «сохраняют приверженность» налогово-правовому предмету регулирования, то обеспечивающие их принудительную реализацию процедурные отношения могут быть отнесены и к предметам других отраслей.
Например, согласно п. 1 ст. 45 НК РФ принудительное взимание сумм налога, сбора и пени с физического лица осуществляется в судебном порядке. Таким же образом производится взыскание указанных платежей с организации, если обязанность по их уплате основана на изменении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика. Во всех этих случаях процедурные отношения, обеспечивающие процесс принудительного взыскания, регламентируются процессуальными отраслями: гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным правом.
Кроме того, даже в тех случаях, когда налоговый орган выступает фактически как юрисдикционный, выносит решение о принудительном взыскании сумм налога, сбора и пени, но исполнение такого решения требует обращения взыскания на имущество налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, возникают отношения по исполнению указанного решения, выходящие за рамки предмета налогового права и регулируемые Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Сказанное не исключает установления налоговым законодательством специальных правил при производстве по исполнению решения налогового органа. В еще большей степени очевиден неналоговый характер процедурных отношений, складывающихся при исполнении вынесенного судебного решения по заявлению налогового органа о взыскании налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица.