Состав предмета налогового права и его дифференциация
Исследование состава предмета налогового права предполагает, во-первых, признание факта дифференциации отношений, его составляющих, во-вторых, избрание определенного критерия для осуществления данной дифференциации. Начиная рассмотрение вопроса о составе предмета налогового права целесообразно оттолкнуться от того критерия, который избрал для этой цели законодатель. Как уже отмечалось, в ч. 1 ст. 2 НК РФ выделено пять основных групп налоговых отношений:
1) отношения по установлению, введению налогов и сборов в Российской Федерации;
2) отношения по взиманию налогов;
3) отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
4) отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц;
5) отношения, возникающие в процессе взимания налогов и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данный перечень свидетельствует о том, что законодатель избрал функциональный и предметный критерии для подразделения налоговых отношений. Примечательно, как при этом законодатель очерчивает границы отношений, входящих в предмет налогового права. Прежде всего, необходимо отметить, что границы отношений, входящих в предмет налогового права, устанавливаются исходя из значения категорий «налог» и «сбор». Режим законодательства о налогах и сборах не может быть распространен на смежные институты. Несмотря на кажущуюся простоту, иногда такое разграничение вызывает серьезные сложности и судебные споры, что подтверждает, в частности, практика Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Кроме того, группа определенных налогов и сборов в силу действующего законодательства относится к так называемым таможенным платежам. Согласно ч. 2 ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ. Следовательно, данные отношения, по общему правилу, подвержены лишь субсидиарному налогово-правовому регулированию. Многие такие отношения, несмотря на то, что они складываются по поводу определенных таможенных платежей, все-таки преимущественно испытывают на себе налогово-правовое регулирование.
Актуален вопрос определения границ налогово-правового предмета регулирования и на уровне отдельных групп отношений, его составляющих.
1. Отношения по установлению, введению налогов и сборов в Российской Федерации.