Проблемы разработки понятия фискальное взимание
Законодательство о налогах и сборах — относительно молодая отрасль российского законодательства, появление и бурное развитие которой связано в нашей стране, прежде всего, с изменениями в экономической системе в последнее десятилетие XX в. В значительной степени именно отсутствие какой бы то ни было заметной преемственности между «новой» и «старой» системами налогового законодательства, а также сформировавшейся налогово-правовой доктрины и сложившихся правовых традиций в этой области обусловливают общую неразработанность терминологии и юридических конструкций, используемых в данной отрасли.
В основе терминологии, применяемой законодателем при подготовке налогово-правовых нормативных актов, должна лежать система научно обоснованных категорий. Лишь такой подход способен обеспечить внутреннюю согласованность налогово-правовых норм в рамках соответствующей области права, что является непременным условием эффективной реализации права. А. М. Васильев справедливо отмечает, что «понятия и категории — результат обобщения и абстрагирования. Обобщение в данном случае не может трактоваться как формально-логический прием. Уплотняя юридические знания, правовые категории воспроизводят стороны и моменты правовой действительности в «чистом» от случайных проявлений виде. Благодаря этому они выражают объективно необходимое и существенное в праве — его сущность, качество, структуру, форму и т. д.». Эта верная методологическая установка указывает на необходимость четкого определения основных налогово-правовых категорий. Особое место среди них призваны занимать понятия «налог» и «сбор», а также категория более общего порядка, объединяющая оба эти термина, которую можно предложить именовать «фискальное взимание».
Становление современных легальных дефиниций понятий «налог» и «сбор» — результат значительной переработки положений ранее действовавшего налогового законодательства и его применения. Безусловно, существенное влияние на этот процесс оказали и правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в его постановлениях и определениях по конкретным налогово-правовым вопросам.
До принятия части первой НК РФ в ст. 2 Закона об основах налоговой системы указывалось, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Названный Закон не проводил четкого разграничения понятий «налог», «сбор», «пошлина». Кроме того, в его тексте и в принятых позднее иных налоговых нормативных актах для обозначения платежей, сходных по своей природе с налогами, использовались и такие термины, как «целевые сборы», «лицензионные сборы», «плата», «платежи», «доход», «отчисления», «взнос».
Проводимая в настоящее время кодификация налогового законодательства сопровождается и унификацией используемой терминологии. Налоговый кодекс РФ ограничивается двумя основными терминами, специально закрепленными в ст. 8: «налог» и «сбор». Однако законодательство о налогах и сборах не содержит общего понятия, объединяющего оба термина. Между тем не так давно ст. 3 Закона об основах налоговой системы содержала определенное, интегрирующее любые термины, используемые для обозначения взиманий налогового характера, понятие — «обязательный платеж». Вряд ли стоит порицать законодателя, что в НК РФ он отказался от использования этой чрезвычайно нечеткой по своему содержанию категории. Обязательный денежный платеж может осуществляться в рамках самых различных отношений, и его обязательность может быть никак не связана с задачами пополнения бюджета.