Проблемы классификации субъектов налогового права
Используя системный подход для решения проблемы классификации субъектов, представляется возможным рассматривать структуру системы субъектов налогового права с точки зрения соотношения частного и публичного в налоговых отношениях и соответственно соотношения частных и публичных начал в правовом регулировании данных отношений. Исходя из сказанного, вопрос делении субъектов налогового права на индивидуальные коллективные отходит на второй план, доминирующим выступает деление на публичные и частные. Преимущество подобной классификации проявляется в двух основных моментах. Во-первых, имеется возможность получить не только перечень субъектов отрасли, но и сгруппировать разновидности субъектов налогового права в крупные структурные подразделения по известным, объективно существующим признакам. Во-вторых, что особенно важно, такая классификация непосредственно учитывает социальную природу субъектов и специфику выполняемых ими функций в отрасли налогового права.
В российской юридической науке подразделение субъектов права в рамках какой-либо отрасли на публичные и частные не практикуется. Однако в трудах многих цивилистов неоднократно рассматривался вопрос о делении юридических лиц на публичные и частные. Необходимо использовать данный опыт для построения системы классификации субъектов налогового права.
Г. Ф. Шершеневич отмечает, что юридические лица могут быть, прежде всего, разделены на публичные и частные. Публичные юридические лица устанавливаются помимо воли частных лиц. Среди них самое видное место занимает казна, представляющая государство с хозяйственной его стороны. Кроме государства, сюда относятся: дворянское, городское, сельское, мещанское общество, земство губернское и уездное, казенные учебные заведения, монастыри, церкви, архиерейские дома. Частные юридические лица устанавливаются по воле лиц, входящих в их состав, в силу какой-нибудь сделки частноправового характера.
Известный французский ученый Мишу приходит к выводу, что точных критериев отграничения публичных юридических лиц от частных нет, поскольку существует большое число промежуточных образований между этими двумя видами. «Отличительными признаками публичных юридических лиц, — отмечал он, — считают: более строгие требования, предъявляемые к условиям действительности сделок, совершаемых ими, специфическое положение органов, наличие у публичных лиц не только имущественных прав, но и публичных правомочий ». Нет критериев, следовательно, отсутствует целесообразность указанной класси-фикации юридических лиц.
С. Н. Братусь пишет: «С точки зрения характера и значения своей деятельности не только в теории, но и в законодательстве юридические лица буржуазного права делятся на: а) публичные и б) частные. Публичными юридическими лицами признаются государство, административно-территориальные образования, некоторые государственные учреждения и так называемые публично-правовые корпорации. Частными юридическими лицами называются все иные общественные образования — корпорации и учреждения, деятельность которых не поднята до уровня деятельности, имеющей общегосударственное, публично-правовое значение». Иначе говоря, буржуазный характер деления юридических лиц мешает выйти на понимание такой классификации.