Понятие и признаки сбора
3. Сбор— взимание, основанное на принципах равенства и эквивалентности. Отличительный признак сбора — установление его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет государство при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение или при производстве товаров, передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора. Подчеркнем, в данном случае речь идет не о точном арифметическом соответствии размера сбора расходам его получателя, имеется в виду сопоставимость размера сбора и указанных понесенных расходов. Именно такой подход к проблеме выражен, по нашему мнению, и в практике Конституционного Суда РФ.
Итак, можно сформулировать следующее общее определение сбора. Сбор — это установленное законно сфомированным представительным органом власти обязательное взимание в денежной форме, обусловленное совершением публичным образованием или уполномоченными им организациями либо должностными лицами в пользу плательщика определенных действий, имеющих юридическое значение, либо передачей ему определенных товаров, приобретение которых является обязательным для плательщика в силу закона или вынужденным по причине наличия государственной монополии в соответствующей сфере, и основанное на принципах равенства и эквивалентности.
Анализ части первой НК РФ показывает, что многие вопросы установления, введения и взимания сборов пока еще недостаточно четко представлены в Кодексе. Как правило, НК РФ упоминает о сборах лишь в связи с возможностью применения к ним тех или иных правил, относящихся к налогам. Совершенствование налогового законодательства в части сборов, полагаем, должно идти по двум основным направлениям: 1) детализация положений НК РФ, посвященных собственно сборам, сопровождающаяся отменой разнообразных ведомственных актов, регулирующих взимание сборов; 2) расширение понятия сбора за счет признания соответствующего статуса за платежами, обусловленными получением от публичных образований и уполномоченных ими организаций товаров, приобретение которых является обязательным для плательщика в силу закона или вынужденным по причине наличия государственной монополии в соответствующей сфере; 3) совершенствование законодательства в вопросах отграничения сбора от смежных институтов. Это предполагает работу по проверке согласованности положений законодательства о налогах и сборах с нормами бюджетного, гражданского и природоресурсного права и иных отраслей.