Подразумеваемые принципы налогового права
Принцип единства налоговой системы в Российской Федерации, по мнению А. В. Демина, С. Г. Пепеляева, логически вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства. В постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» отмечается, что принцип единства экономического пространства не допускает установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Данный принцип обеспечивается и единой системой федеральных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.
Принцип разделения налоговых полномочий налогов связан с различным уровнем компетенции органов государственной власти. Указанное разделение базируется на положениях Конституции РФ. Так, федеральные налоги и сборы, в силу ст. 71 Основного Закона, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. В свою очередь, субъекты РФ вправе устанавливать региональные налоги и сборы. Однако надо согласиться с мнением о том, что право субъектов Федерации на установление налогов носит производный характер, поскольку субъекты РФ связаны общими принципами.
Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре означает, что налоги и сборы подлежат введению или отмене с соблюдением установленных правил и процедур. В частности, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.