Основные принципы налогового права
Конституция РФ предусматривает, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. В суммированном виде основные начала законодательства о налогах и сборах содержатся в ст. 3 НК РФ. Причем вряд ли можно утверждать, что названная статья дает исчерпывающий перечень принципов налогового права. Это во-первых.
Во-вторых, практически в каждом пункте ст. 3 НК РФ можно обнаружить несколько правовых принципов. Они изложены без какой-либо внутренней дифференциации. Поэтому и мы, переходя непосредственно к подробному рассмотрению основных принципов налогового права, будем придерживаться структуры построения системы принципов в рамках ст. 3 Кодекса. Такая логика понятна и соответствует букве закона. С другой стороны, при освещении правовых принципов постараемся учесть предложенные в литературе их подразделения на отдельные виды.
Принцип установления налогов законом открывает перечень основных начал законодательства о налогах и сборах. Аналогичное правило сформулировано в ст. 57 Конституции РФ.
В силу этого принципа «законно установленными» являются лишь те налоги, которые вводятся законом. Налоги, вводимые на основании иных нормативных актов, считаются незаконными.
Именно такой позиции придерживается Конституционный Суд РФ. В своем постановлении от 4 апреля 1996 г. № 9-П он отмечает: «Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как при оценке конституционности закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установление налога».
Таким образом, под словом «закон» понимаются и федеральные, и региональные законы. При этом в силу п. 5 ст. 3 НК РФ федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Федеральные налоги и сборы находятся исключительно в ведении Российской Федерации.
Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Как видно, на уровне муниципальных образований местные налоги и сборы устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления. Здесь используется словосочетание «нормативный правовой акт», поскольку согласно подп. 7 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ в уставе муниципального образования указываются виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления.