Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом
Думается, что с вышеприведенной позицией в полной мере согласиться нельзя, так как наличие пробела в праве еще не означает отсутствие правовой формы у соответствующих отношений и превращение их в «фактические» отношения. Данная конкретная ситуация, по нашему мнению, должна была быть разрешена с учетом трех принципиальных моментов. Во-первых, налоговая льгота представляет собой определенный элемент налогообложения, определяемый при установлении налога. Лицо получает право на ее использование непосредственно из закона. В связи с этим особой процедуры, регламентирующей порядок ее предоставления, не требуется. Во-вторых, отсутствие в нормативно-правовых актах субъекта РФ указаний на налоговые льготы и порядок их предоставления по региональным налогам может означать только то, что соответствующий субъект не воспользовался своими правами на установление налоговых льгот. В этом случае никакие «фактические» отношения возникнуть не могут, и соответствующие действия по предоставлению льгот вне правового регулирования должны трактоваться как противоправные. В-третьих, если субъект РФ все-таки установил определенные льготы по региональным налогам и недостаточно четко регламентировал основания для их получения, то вопрос о праве на их получение должен быть решен путем толкования соответствующего нормативно-правого акта, применения аналогии закона или права или, наконец, на основе общих принципов, закрепленных в налоговом и конституционном законодательстве России. Таким образом, под фактическими «налоговыми» отношениями в подобных случаях можно понимать лишь отношения противоправные, заключающиеся в неуплате налога вопреки предписаниям закона.
5. Налоговые отношения — это отношения, строящиеся на принципах равенства, всеобщности, соразмерности.
Налоговым отношениям, существование которых определяется задачей наиболее эффективного распределения бремени публичных расходов, внутренне имманентно стремление принимать такие формы, которые не влекли бы негативное воздействие на экономику, не уничтожали бы ту материальную основу, которая порождает данные отношения. Это объясняется тем, что они органично входят в общую систему экономических отношений и подчиняются ее объективным закономерностям. Кроме того, налоговые отношения могут иметь стабильный характер, если противоречия интересов между их участниками не переходят определенной черты. Иначе любые средства правового воздействия оказываются бессильными.
Учитывая указанные тенденции, налоговые отношения внутренне тяготеют к построению на принципах равенства, всеобщности и соразмерности, поскольку именно на основе этих принципов может быть наиболее экономически целесообразным образом распределено бремя публичных расходов.
Предмет налогового права — это общественные отношения по распределению бремени публичных расходов на основе принципов равенства, всеобщности, соразмерности, имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями и.не обладающими таковыми.