Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом
Подобные недоразумения объясняются тем, что выбранная категория не отражает существенные стороны соответствующих явлений. Характеризуя те или иные общественные связи как отношения по аккумулированию денежных средств, мы упускаем из вида их социальное назначение, которое, в конечном счете, имеет решающее значение для избрания конкретных способов правового воздействия на них.
Во-вторых, отношения по аккумулированию фондов Денежных средств государства и муниципальных образований не представляют собой в настоящий момент однородную группу отношений. Формирование доходных источников государственных и муниципальных бюджетов осуществляется в рамках различных отношений, регулируемых различными отраслями права. Так, в соответствии с Законом о бюджетной классификации, БК РФ, аккумулирование государственных расходов должно обеспечиваться, помимо налогового права, гражданско-правовыми институтами, административно-правовыми институтами, различными комплексными правовыми отраслями и институтами.
В какой-то мере такое положение вещей существовало и ранее. Поскольку государственный бюджет всегда формировался за счет как налоговых, так и неналоговых поступлений, то и институт правового регулирования государственных доходов рассматривался как более широкое правовое образование, включающее в себя и налоговое право. Однако ранее до коренных налоговых реформ, имевших место в 1989—1992 гг., основу бюджета в РСФСР и бывшем СССР составляли отчисления из прибыли государственных предприятий, налог с оборота и проч. Все эти обязательные платежи, по существу, не имели характера налогов, поскольку при их уплате смены формы собственности не происходило. Таким образом, в результате обобществления всего производственного сектора бремя государственных расходов практически не распределялось между гражданами и их объединениями, а погашалось за счет доходов того же государственного сектора экономики. Учитывая это, все виды соответствующих отношений было уместно определять как направленные на аккумуляцию государственных фондов денежных средств, поскольку обобществление. Производства нивелировало различия между отношениями, возникающими при формировании налоговых и неналоговых доходов государства.
В-третьих, связь налоговых отношений с бюджетными отношениями, в рамках которых происходит перераспределение налоговых доходов между бюджетами, определяются приоритетные направления публичных расходов, бесспорна. Однако связь между указанными отношениями не означает, что данные отношения однородны и какие-либо существенные качественные различия между ними отсутствуют. Напротив, данные отношения различаются по целям их возникновения, по субъектному составу, по объектам, а также принципам, на основе которых они складываются.
В связи с этим триада отношений по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств не может вполне точно отразить природу соответствующих видов отношений. Для юридической науки это излишне упрощенный взгляд на процессы, происходящие в финансовой системе. Возможно, такой подход приемлем для экономической и финансовой науки, поскольку отражает в глобальном плане основные направления движения экономических ресурсов, общие тенденции функционирования денежных отношений в сфере государственного хозяйства. Однако право не может основывать свое регулирующее воздействие на подобных экономических категориях и абстрагироваться от конкретных интересов сторон, участвующих в указанных отношениях.