Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом
Во всех трех указанных случаях государство в рамках налоговых отношений получает возможность осуществить известное перераспределение ресурсов, в частности, либо оказать воздействие на экономику, стимулировав определенную социально необходимую деятельность организаций и индивидуумов, либо, аккумулировав с помощью налогов и сборов необходимые материальные ресурсы, самостоятельно обеспечить производство требуемых общественных благ.
Во втором случае роль налоговых отношений также укладывается в понятие распределения бремени публичных расходов. При этом влияние налоговых отношений уже выходит в иные сферы, не относящиеся к налоговым. В литературе потенциальные возможности налога оказывать влияние на экономические процессы нередко обозначаются как регулирующая функция налога. Конституционный Суд РФ, ученые-юристы неоднократно указывали на ограничение практики использования налогов как инструмента экономического регулирования. По общему правилу налог должен быть нейтрален, он не должен ограничивать свободу граждан и их объединений на занятие любой не запрещенной законом экономической деятельностью.
Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения выступают именно как отношения по распределению бремени публичных расходов, результаты которых выражаются в перераспределении доходов в обществе. Воздействие налоговых отношений может повлечь перераспределение экономических ресурсов, однако традиционно считается, что законодатель должен стремиться к исключению подобных эффектов «искажения» экономической жизни.
Выше обращалось внимание на господствующее в советской и российской финансовой науке определение предмета финансового права как отношений в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства. Из данного определения следует, что на долю налогового права в качестве сферы правового регулирования выпадают отношения по аккумулированию денежных средств. Представляется, что сохранение такого подхода без каких-либо изменений в настоящее время необоснованно по следующим основным причинам.
Во-первых, сами по себе научные категории— «отношения по образованию фондов денежных средств государства», «отношения по аккумулированию соответствующих фондов» — не отражают с достаточной точностью правовую природу данных отношений. Цель существования налоговых отношений — покрытие расходов, возникающих в связи с осуществлением публичными образованиями своих функций, а не создание или аккумулирование фондов денежных средств.
Действительно, любое публично-территориальное образование способно, реализуя свою гражданскую правоспособность, определенную, в частности, в ст. 124—126 ГК РФ, участвовать в гражданском обороте, обязываться по договорам. В связи с исполнением указанных договоров публично-территориальное образование может получить определенные денежные средства, аккумулируемые в бюджете соответствующего уровня. Что мешает нам, исходя из буквального значения рассматриваемых категорий, определить указанные отношения как отношения по образованию фондов денежных средств государства или муниципальных образований? Между тем указанные отношения имеют мало общего с налоговыми или иными отношениями, традиционно относимыми к финансово-правовым.