Общие свойства отношений, регулируемых налоговым правом
1. Налоговые отношения — это отношения по распределению бремени публичных расходов.
Справедливое распределение бремени публичных расходов среди граждан и их объединений — основная задача налогового права, необходимость решения которой требует особых средств правового воздействия. Объективная потребность в решении указанной задачи и вызвала к жизни отрасль налогового права, предопределила ее своеобразие. Таким образом, рассматриваемый признак налоговых отношений, характеризующий данные отношения с точки зрения целей их возникновения и развития, присущ всем без исключения видам этих отношений.
Отношения по распределению бремени публичных расходов тесно связаны с отношениями распределения и перераспределения национального дохода. Понятие «отношения перераспределения», как и «отношения распределения», является сложной экономической категорией. Действительно, согласно экономической науке в ходе функционирования рыночной экономической системы в обществе объективно складывается определенный механизм распределения совокупного продукта. Лица, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ресурсов благодаря системе наследования, в результате тяжелого труда и бережливости, с помощью криминальных операций или деловой хватки, получают доходы и распоряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и относительно непроизводительные, а в силу этого малооплачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные средства и незначительные доли общественного продукта. Такой механизм распределения доходов и материальных благ не способен принимать во внимание многие морально-этические и социальные проблемы, возникающие в ходе распределения. В целом рыночная система, понимаемая как совокупность известных объективных экономических законов, приводит, как правило, к значительно более неравному распределению доходов, чем это желательно и допустимо для общества. Поэтому опосредуемые государством отношения перераспределения доходов являются одним из важнейших способов сглаживания возникающих в связи с функционированием рыночной системы противоречий. В свою очередь налоги и сборы представляют собой инструменты, используемые на наиболее сложном этапе перераспределения, на котором имеет место прекращение права частной формы собственности и возникновение публичной собственности.
Однако непосредственной целью налоговых отношений выступает не перераспределение доходов членов общества, а справедливое распределение бремени публичных расходов. Но поскольку такое распределение бремени расходов осуществляется на основе учета способности к платежу лица, в том числе путем широкого использования пропорционального и в том числе прогрессивного способа исчисления налога, то перераспределение доходов, не будучи непосредственной целью налога, происходит de facto в результате налогообложения.
Следует отметить, что имеются возможности использовать механизмы налогообложения и в целях перераспределения ресурсов. В экономической литературе выделяются три основных фактора, объективно предопределяющих эти процессы.
Во-первых, имеется огромное количество общественных благ, на производство которых рыночная система вообще не способна выделять материальные ресурсы или выделяет их недостаточно; во-вторых, имеет место множество случаев, когда производство или потребление товаров порождает некомпенсируемые издержки для третьих лиц; в-третьих, производство или потребление определенных товаров может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды для третьих лиц или населения в целом.