Метод налогового права
Рассмотренное выше понятие предмета правового регулирования не способно в этом отношении заменить категорию метода. В литературе справедливо отмечается, что поскольку речь идет о системе права, то классифицируемым «материалом» оказываются не сами общественные отношения, а право как самостоятельное общественное явление. Общественные отношения, даже становясь предметом правового регулирования, в состав самого права не включаются, «получая в нем идеальное отражение». Различия в содержании отношений, т. е. в предмете регулирования разных отраслей права, получают в праве не прямое, а трансформированное, переведенное в юридические категории отражение. Вывод о том, что данная группа общественных отношений представляет собой предмет регулирования особой отрасли права, сам по себе нуждается в проверке и представляется достоверным лишь при доказанности того факта, что данная группа общественных отношений требует специфического регулирования и предопределяет существование особой правовой формы. Поэтому справедливо пишет Ю. К. Толстой, что предметом отрасли права может быть «лишь такая совокупность общественных отношений, качественная определенность которой выявляет себя в специфике метода правового регулирования».
В теории права разработаны известные категории, призванные в концентрированном виде отображать основные черты юридического содержания определенной области права. Эти категории не являются одинаковыми по своему значению. Если принципы, функции и метод в разных аспектах непосредственно концентрируют в себе юридическое содержание отрасли, то механизм правового регулирования является признаком вторичного характера.
В литературе вопрос о методе регулирования налоговых отношений нередко раскрывается путем сопоставления последнего с административно-правовым методом регулирования. При этом, как правило, указанные два метода либо вообще отождествляются, либо указывается лишь на незначительные особенности налогово-правового метода. Считаем, что между указанными методами, равно как и между налогово-правовым методом и другими методами регулирования общественных отношений других отраслей публично-правового цикла, имеются различия более существенного характера.
Представляется необходимым подробно остановиться лишь на некоторых характерных чертах метода регулирования налогового права:
1) преобладание в правовом регулировании позитивного обязывания участников налоговых отношений;
2) ограничение правовой инициативы участников налоговых отношений;
3) юридическое неравенство участников налоговых отношений, выражающееся в различии содержания правосубъектности последних.
1. Позитивное обязывание участников налоговых отношений как черта метода налогово-правового регулирования.