Классификации налогов. Целевые и рентные налоги
Конструирование общего понятия налога не исключает существенных различий между отдельными налогами, в частности, особо необходимо выделить группы целевых и рентных налогов. Вместе с тем общеизвестны классификации налогов по самым различным критериям. Так, НК РФ выделяет федеральные, региональные и местные налоги. Такую же дифференциацию проводит и Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В теории налогового права такая классификация нередко именуется административной.
Не менее распространена как в экономической, так и в юридической науке классификация налогов по экономическим критериям. Различают налоги на доход, капитал и расходы. Эта классификация нередко выступает в налоговой доктрине в качестве основной для определения структуры специальной части курса налогового права. При построении российских курсов как экономической, так и юридической направленности приоритет, как правило, отдается делению налогов на взимаемые с граждан и организаций.
Широко распространено деление налогов по критериям «технического» характера: на прямые и косвенные; личные и реальные; пропорциональные и прогрессивные; аналитические и синтетические и т. д. Общеизвестно, например, что в российском налоговом законодательстве предусматривается взимание налогов, одни из которых по своим характеристикам могут быть отнесены к числу косвенных налогов, другие — к прямым. Таким же образом можно осуществлять классификацию взимаемых в Российской Федерации налогов на личные и реальные. Однако непосредственно в законодательстве о налогах и сборах такие классификации налогов не предусмотрены; ни в одном из российских налоговых законодательных актов, например, не определяется понятие «косвенного» или «прямого налога», не устанавливаются общие правила взимания всех налогов соответствующего вида.
В иностранном законодательстве встречаются попытки нормативно закрепить основания для классификации налогов на прямые и косвенные. Так, Декрет Третьей Французской Республики от 22 декабря 1879 г., положения которого были впоследствии конкретизированы администрацией в общей финансовой инструкции, устанавливал два основных критерия для указанной дифференциации налогов: 1) последствия налога; 2) установление податного списка. В тексте инструкции указывалось, что под прямым налогом понимают любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество, взимается на основании поименных податных списков и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика агенту, уполномоченному осуществлять взимание. Косвенные налоги именуются так потому, что установлены не в отношении определенных лиц, а налагаются в общем на объекты потребления или оказанные услуги и только с этого момента выплачиваются теми, кто хочет потреблять определенную продукцию или пользоваться услугами, облагаемыми налогом.