Изменение характера налога на современном этапе
Сформулированное выше определение налога отражает, прежде всего, традиционное фискальное предназначение данного института, однако не исключает наделение налога и регулирующей функцией, поскольку словосочетание «необходимость решения общественных задач» может обозначать комплекс самых различных потребностей общества, удовлетворение которых достигается при помощи налога. При этом надо учитывать, что принцип ограничения степени значения регулирующей функции налога и соответственно приоритета его финансовой цели традиционно считается краеугольным положением налогово-правовой доктрины. Такой подход был воспринят и практикой Конституционного Суда РФ, о чем свидетельствуют конкретные дела.
Введение регулирующих налогов при осуществлении политики фискального вмешательства или так называемого «фискального интервенционизма» происходит в различных правовых формах и для Достижения разнообразных общественно значимых целей. В самом общем плане цели фискального интервенционизма обусловливаются необходимостью решения конкретных социальных или экономических задач.
Активное использование после Второй мировой войны регулирующих налогов заставляет некоторых ученых даже утверждать, что «налог стремится к потере своего фискального характера. Под сложным влиянием политических идей и новой финансовой экономики основными кажутся характеристики и экстрафискальные проявления налога, и едва ли он интересен как поставщик бюджетов». На наш взгляд, такое утверждение основано на преувеличении значения регулирующей функции налога. При этом надо четко различать экономические и социальные эффекты, неизбежные при действии любого налога, даже если он установлен исключительно для достижения целей пополнения бюджета, и целенаправленные воздействия на социальную систему при помощи налога.
Как показывает опыт современных западноевропейских государств, а также России, можно выделить следующие основные виды и формы юридической организации регулирующих налогов.
1. Налоги «национальной солидарности». Введение подобных налогов оправдывается, как правило, не общими потребностями бюджета, а скорее соображениями «социального реформизма». Пример тому — налог «национальной солидарности», введенный во Франции Ордонансом от 15 августа 1945 г. Аналогичным образом в Германии в 1993 г. был введен так называемый налог на скидку с базовой ставки процента в связи с возросшим объемом финансирования объединения страны.
2, Налоги, преследующие цели реформирования социальной среды, могут также вводиться в форме «исключительных» повышений ставок действующего налога в отношении отдельных групп плательщиков. Большинство подобных исключительных повышений последних лет, практиковавшихся в западноевропейских государствах, было мотивировано целями «общественной солидарности», «справедливости», «налоговой справедливости» и т. п. Так, опять-таки для целей финансирования объединения Германии была установлена специальная 7,5%-ная надбавка к подоходному налогу — так называемый налог солидарности.
3. Отдельно можно выделить регулирующие налоги, призванные воздействовать на протекающие в обществе экономические процессы. Характерным примером такого взимания является, в частности, комплекс мер, практиковавшихся во Франции для борьбы с энергетическим кризисом, а именно — специальные «конъюнктурные» взимания. Среди них следует упомянуть так называемый исключительный налог для борьбы с инфляцией, предусмотренный Ордонансом от 7 января 1948 г.. Аналогичную природу имеет практиковавшаяся во Франции компенсационная пошлина на не полностью занятые помещения.Кроме того, в России в 1993—1994 гг. имел место опыт взимания специального налога, введение которого Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 также связывалось с необходимостью достижения определенных целей экономического характера. .