Изменение характера налога на современном этапе
Однако в действительности данный платеж приобрел исключительно фискальную направленность. 4. Парафискалитеты. Парафискалитетами именуют сборы, установленные в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государством, местными органами, их административными учреждениями. Иногда подобные взимания именуются также «корпоративными» налогами. Сходные по своей юридической природе с налогами парафискалитеты, взимаемые в пользу различных публичных учреждений промышленного или коммерческого характера, являются, по утверждению Г. Жеста, Ж. Тиксье, удобным инструментом для осуществления «точечных» вмешательств в социальные отношения, способствуют «профессиональной и межпрофессиональной солидарности» и т. п. Вместе с тем рассматриваемые регулирующие государственные взимания подвергаются нередко жесткой критике, которая обусловлена тем, что данные платежи, будучи, по существу, одной из форм налоговых изъятий, не находят отражения в доходах бюджета, и их расходование не подвергается должному контролю со стороны публичных властей.
5) Установление налоговых льгот, стимулирующих или же, напротив, не поощряющих определенную социальную деятельность. Думается, эта форма регулирующего воздействия налога не требует специальных пояснений. Отметим лишь, что регулирующие налоговые льготы целесообразно отличать от льгот, установление которых обусловлено представлениями о равном, соразмерном и экономически обоснованном распределении налогового бремени.
6) Протекционистские таможенные пошлины. Использование таможенной пошлины в целях защиты интересов национального производителя, регулирования экспорта и импорта товаров широко распространено и практикуется многими государствами. Поэтому не случайно уже в п. 2 ст. 3 НК РФ, посвященном основным началам законодательства о налогах и сборах, указывается на возможность установления особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара. Сфера и основания применения подобных регулирующих взиманий более детально регламентированы, в частности, Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. N° 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» и Таможенным кодексом РФ.
Из сказанного следует, что усложнение экономических и социальных процессов, протекающих в современных обществах, объективно требует целенаправленного регулирующего вмешательства со стороны публичной власти. Налог способен выступать инструментом подобного воздействия на социальную систему. Наделение налога интервенционистской функцией само по себе не противоречит природе налога и не запрещено российским правом. Однако наделение налога указанной функцией не должно вести к умалению признанных налогово-правовых принципов, в том числе принципов всеобщности, равенства и соразмерности налогообложения. Кроме того, так называемые «экстрафискальные» проявления налога или, иначе говоря, эффекты от действия регулирующих налогов не должны существенно ограничивать права и законные интересы плательщика и иных лиц, признаваемые и защищаемые другими отраслями российского права. Это связано с тем обстоятельством, что установленные законом правила взимания регулирующих налогов, группируясь по определенным тематикам, образуют в своей совокупности комплексные правовые образования. По этой причине правомерность установления отдельного регулирующего налога необходимо определять с учетом положений не только законодательства о налогах и сборах, но и тех отраслей законодательства, в сфере регулирования которых непосредственно проявляются последствия от реализации интервенционистской функции данного государственного взимания.