Государственные органы — субъекты налогового права
Функциональные органы создаются для обеспечения в масштабе России согласованной работы всех отраслевых органов, для контроля под соответствующим углом зрения деятельности различных организаций и граждан. Таким образом, координационно-регулирующий, межотраслевой, а также контролирующий характер деятельности является тем специфическим признаком, который отличает функциональные органы от отраслевых. Известно, что отраслевые органы, как правило, осуществляют непосредственное оперативное управление определенным кругом объектов, связанных с данной отраслью управления и находящихся в их подчинении. Функциональный орган в отличие от них распространяет свою деятельность на все отрасли экономической жизни, но не имеет полномочия по непосредственному оперативному руководству деятельностью организаций. Здесь имеется в виду подчинение лишь в каком-либо специальном отношении. В этом заключается одна из наиболее существенных сторон различия между функциональными и отраслевыми органами.
В публикациях по налоговому праву справедливо отмечалась та важная роль, которую играют функциональные органы, участвуя в налоговых отношениях. Однако специфика органов налогового контроля, как и других органов специальной компетенции, не всегда достаточно четко раскрывается в юридической литературе. В. И. Гуреев, например, пишет: «...посредством налогового контроля проверяется законность и целесообразность осуществляемой деятельности, своевременность уплаты налогов, сборов пошлин и других платежей в бюджеты разных уровней... Таким образом, — заключает В. И. Гуреев, — контроль в налоговой деятельности — это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства». С вышеприведенными утверждениями и с подобным подходом к проблеме в целом нельзя согласиться. Ни глава 5 НК РФ, регулирующая полномочия налоговых органов, ни иные акты законодательства о налогах и сборах не дают оснований делать выводы о том, что указанные субъекты налогового права правомочны контролировать целесообразность деятельности налогоплательщиков и налоговых агентов. Подобные полномочия не характерны для функциональных и контрольных органов. Неуместным по этой причине выглядит и определение налогового контроля как «метода руководства».
Таким образом, важнейшим моментом, на котором следует делать акцент, при характеристике государственных органов как субъектов налогового права, является функциональный характер их полномочий. В налоговых отношениях наличие прав у уполномоченного субъекта власти не предполагает непосредственного оперативного руководства деятельностью граждан или организаций. Когда в налоговом праве речь идет о подчинении, как правило имеется в виду подчинение лишь в каком-либо специальном отношении.
Несколько обособленное место среди участников налоговых отношений занимают органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу ч. 1 ст. 132 Основного Закона органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Высокая степень независимости местного самоуправления, закрепленная Конституцией РФ, различным образом оценивается в юридической науке. В ряде работ ранее высказывалось мнение о том, что отношения, касающиеся местных финансов, не могут быть включены в сферу регулирования финансового права и соответственно права налогового. Представляется, что нет оснований для исключения отношений по аккумулированию денежных фондов местного самоуправления через налоги и сборы из сферы регулирования налогового права.