Понятие основ местного самоуправления
- определяют приоритеты административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления;
- выводят параметры соразмерности финансовых средств, предстовляе6мых органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий.
Вторую группу образует федеральный уровень сфере организации и реализации местного самоуправления: Конституция РФ и федеральные законы, закрепляющие основные положения и общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, государственные гарантии прав местного самоуправления. Кроме того, правовыми актами данной группы разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
Большое значение в становлении и развитии местного самоуправления в РФ имеет Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.1 Он устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и другие нормативные акты, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда РФ.
Нормативно-правовые акты данной группы существенно восполняют пробелы правового регулирования общественных отношений в области местного самоуправления, создают юридическую основу для применения положений Конституции РФ, исполнения законов РФ.
Третью группу составляют нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ. К ним относятся конституции республик, входящих в состав РФ, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов РФ в области местного самоуправления.
Законодательное регулирование субъектами РФ особенностей организации местного самоуправления осуществляется с учетом исторических и местных традиций в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Содержащиеся в конституциях и уставах субъектов РФ положения о местном самоуправлении не должны противоречить Конституции РФ и действующим федеральным законам.
В четвертую группу входят нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами местного самоуправления или населением непосредственно. Это, прежде всего, уставы муниципальных образований и общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, принятие которых предусматривается уставом муниципального образования.