Становление и состояние российского корпоративного законодательства
Несмотря на принятие и Закона об АО, и Закона о рынке ценных бумаг, практика свидетельствовала о том, что оставалась масса акционерных обществ, акции которых были выпущены до принятия Закона о рынке ценных бумаг, но не были зарегистрированы и соответственно не были зарегистрированы и отчеты об итогах выпуска этих акций. Тем не менее многие такие акционерные общества принимали решения о новых выпусках акций, в том числе и о выпуске дополнительных акций, не имея документов о регистрации первых выпусков акций. Такая ситуация привела к серьезной правовой проблеме, решение которой заняло не один год.
Данная проблема была разрешена Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 174-ФЗ "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации". В соответствии с ним выпуски акций, размещенные до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг без государственной регистрации, подлежат государственной регистрации. Для этого эмитенту необходимо было не позднее одного года со дня вступления закона в силу, т.е. не позднее декабря 2004 г., представить документы для государственной регистрации выпусков акций, ранее незарегистрированных. Те акционерные общества, которые в указанный срок не представят документы для государственной регистрации выпусков акций, "подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц".
Первоначальная редакция Закона об АО действовала до 2001 г. практически без каких-либо существенных изменений. Накопленная за это сравнительно короткое время практика его применения выявила некоторые недоработки в регулировании деятельности акционерных обществ, что и обусловило принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Характер внесенных изменений и дополнений был таков, что позволял говорить о фактически новой редакции Закона об АО.
Изменения и дополнения, внесенные в Закон об АО, по своему содержанию можно разделить на две группы. Первая - это уточняющие изменения и дополнения, или изменения редакционного характера. Вторая группа - изменения содержательного характера. Общая направленность этих изменений и дополнений - это сокращение нормотворчества АО, выражающееся в том, что по некоторым вопросам своей деятельности АО должны следовать только императивным нормам закона; правда, некоторые вопросы урегулированы диспозитивными нормами, но если в этом случае устав АО не предусматривает иного порядка, то действует норма закона. По мысли законодателя, сокращение нормотворчества в целом должно было позитивно сказаться на обеспечении прав акционеров, прежде всего миноритарных.
Акционерное законодательство, или, как теперь стало модным его называть, корпоративное законодательство, является довольно сложным по своему содержанию в силу специфики самого акционерного общества. По-видимому, нельзя сказать, что то или иное европейское государство имеет сегодня совершеннейшее акционерное законодательство, несмотря на его унификацию в рамках государств - участников ЕС. Точно так же корпоративное законодательство США, отличающееся от европейских стандартов, постоянно развивается и совершенствуется.