Место корпоративного права в системе права
Такое широкое понимание корпоративного права, безусловно, имеет право на существование, но не соответствует исторической природе появления корпорации в качестве нового субъекта права, существующего независимо от состава его участников, и управление которым обособлено от их личной воли.
В узком понимании корпоративное право - это частное право предпринимательских "капитальных объединений", право акционерных обществ. При этом оно не сводится к праву внутриорганизационному, внутрифирменному - правилам поведения для участников корпорации. Его предмет - корпоративные отношения, которые являются по содержанию более широкими, чем отношения только внутриорганизационные. Подробнее о корпоративных отношениях см. § 1 настоящего учебника.
Использование в российской действительности термина "корпоративное право" вместо термина "акционерное право", или "право акционерного общества", с одной стороны, довольно условно, но с другой - обусловлено тем, что российские акционерные общества уже достигли такого экономического развития и потенциала, имеют такую сложную структуру управления, что на первый план выходят проблемы разрешения конфликтов интересов внутри общества, повышение его инвестиционной привлекательности вовне.
Если акционерное право как составная часть предпринимательского права - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ, права и обязанности их акционеров и обеспечивающих защиту прав и интересов акционеров, то корпоративное право - это то же акционерное право, но в своем новом витке развития, когда первостепенное значение приобретает регулирование отношений собственников с профессиональным менеджментом, самого общества с потенциальными инвесторами с целью сглаживания и минимизации конфликтов внутри корпорации и вовне.
Причем это регулирование осуществляется не только и не столько правовыми нормами, сколько нормами морально-этическими, правилами, установленными самой корпорацией, деловыми обыкновениями и обычаями. Такие правила поведения, действующие в рамках корпорации и установленные самой корпорацией, являются корпоративными нормами. Они принимаются самой корпорацией, что является реализаций самоуправления, но при этом они должны соответствовать нормам права. Такие корпоративные нормы являются обязательными для участников корпорации, при этом они не обеспечиваются государственным принуждением, но могут включать определенные санкции, установленные самой корпорацией, т.е. обладают собственным механизмом принуждения.
Определяя корпоративные нормы как правила поведения участников искусственно создаваемых социальных групп, С.А. Алейник отмечает, что они имеют двойное значение: с одной стороны, дополняют нормы права, а с другой - декларируют правовой статус корпоративного объединения и иную, юридически значимую информацию.
Корпоративные нормы нельзя сводить лишь к локальным нормам, выраженным в локальных актах корпорации. Под корпоративными нормами можно понимать правила поведения участников корпорации независимо от того, выражены они или нет в том или ином локальном акте. Важно, чтобы эти нормы не противоречили законодательству и принципам права.