Структура договорных связей
При складском режиме поставок потребителю следует выяснять, какие преимущества дает ему участие посредника. Преимущество, прежде всего, может состоять в том, что у потребителя отпадает необходимость создавать запасы соответствующего товара. Не нужно арендовать складские помещения, уменьшаются расходы на хранение. По мере возникновения потребности можно оперативно получить нужное количество ресурсов со склада оптовой организации. Важно лишь точно знать, способен ли посредник поддерживать постоянный запас для удовлетворения текущих запросов потребителей. Если такой гарантии нет, то запас придется создавать самому потребителю, приобретая ресурсы непосредственно у изготовителя.
Для потребителей представляют интерес дополнительные услуги, которые посредник способен оказывать, осуществляя работу с товаром. Таковы, например:
1) подборка ассортиментных групп товара, т.е., по терминологии коммерсантов, превращение производственного ассортимента в торговый; составление комплектов изделий, производимых разными изготовителями. Сами производители не в состоянии оказывать такие услуги;
2) предпроизводственная подготовка материалов, раскрой, изгиб, нарезка по необходимым размерам согласно заказам покупателей;
3) упаковка и расфасовка товара в количествах, удобных для пользователей. Пока расфасовка значительной части отечественных продовольственных товаров осуществляется в организациях розничной торговли в не приспособленных для этого помещениях либо у прилавка продавцом. Это в 10-12 раз дороже, чем фасовать механизированным способом у изготовителя или на складе оптовой организации.
Имеется множество других услуг, которые способны оказывать оптовые организации. Нередко только через посредников, из создаваемых ими складских запасов, можно приобретать малые количества изделий, получать запчасти для снятых с производства машин и оборудования. Для изготовителей осуществлять отгрузки мелких партий или сохранять производство деталей к старым видам технических изделий крайне невыгодно. В то же время согласно ст. 6 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовители обязаны в течение 10 лет после снятия технических изделий с производства продолжать выпуск запчастей к ним. Данную проблему можно решить на основании договоров с оптовыми организациями о хранении у них запаса запасных частей к таким товарам.
Конкуренция будет заставлять оптовые организации бороться за место на рынке. Пока в такой борьбе слабо используются возможности расширения видов услуг, предоставляемых потребителям. Организации оптовой торговли используют свои складские площади всего наполовину, остальное сдают в аренду под гаражи и пр., хотя площади могли бы использоваться для операций с товаром.
3. Имеется немало видов отношений, где структура договорных связей по реализации товаров отличается значительным своеобразием.