Договоры на реализацию товаров
1. Отношения торгового оборота организуются при посредстве группы договоров, которые могут быть названы реализационными. Они формируют правовую основу товарного обращения. Понятие реализации товаров получило закрепление, правда, не в гражданском, а в налоговом законодательстве. В ст. 39 НК РФ реализацией товаров организацией или индивидуальным предпринимателем признается передача на возмездной основе права собственности на товары, в том числе обмен товарами.
ГК РФ при регулировании обязательственных отношений не уделяет внимания особенностям применения договоров в процессе осуществления субъектами торговой деятельности. Термин "торговые сделки" упоминается в ст. 184 ГК РФ применительно к осуществлению коммерческого представительства. Однако упоминание это носит случайный характер, поскольку нигде далее оно не раскрывается и не учитывается.
В мировой практике основной вид реализационных договоров - договор продажи товаров. Применяется также система контрактов на поставку товаров для государственных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены.
Российская хозяйственная практика отличается большим богатством. В ней наряду с куплей-продажей широчайше используются в качестве самостоятельных договоры поставки и контрактации сельскохозяйственной продукции. Однако это лишь внешнее видовое богатство, не подкрепленное ни в теории, ни на практике глубоким содержательным разнообразием.
Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в законодательном регулировании товарных сделок в России. Под влиянием зарубежного права ГК РФ закрепил договор купли-продажи в качестве общевидовой модели реализационных договоров. Так, гл. 30 ГК РФ называется "Купля-продажа". Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции, поставки для государственных нужд и иные. Вместе с тем регулирование реализационных договоров в ГК РФ характеризуется серьезными просчетами и несоответствиями.
В гл. 30 ГК РФ выделен параграф 1: "Общие положения о купле-продаже". К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реализационных договоров и не предлагается критериев для выбора того или другого договора.
Однако основной недостаток состоит в том, что, урегулировав в ГК РФ розничную куплю-продажу, разработчики кодекса не сумели выделить и отдельно урегулировать оптовую куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г. В результате один из наиболее значимых договоров рыночных отношений - оптовой купли-продажи - на практике регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Сохраняется дисгармония с зарубежным законодательством, основывающим торговое предпринимательство на модели договора продажи.
Для понимания особенностей применения реализационных договоров в торговой сфере необходимо рассмотреть два явления, радикальным образом воздействующие на обязательственные отношения в торговле. Это определение сущности оптовой торговли и учет требований защиты интересов потребителей. Явления эти имеют определенную связь между собой.