Договоры на реализацию товаров
Статья 421 ГК РФ позволяет сторонам самим составить договор оптовой купли-продажи или соответствующим образом дополнить договор поставки. Однако в обстановке слабой конкуренции розничные торговые организации практически лишены возможности добиться от продавцов включения в договоры необходимых условий, поскольку ни нормы о договоре поставки, ни глава 30 ГК РФ в целом не предусматривают соответствующих прав розничных торговых организаций во взаимоотношениях с продавцами. Проводившиеся обследования показывают, что сейчас лишь в трети договоров между поставщиками и розничными торговыми организациями содержатся все необходимые условия, обеспечивающие соответствие товара правилам продажи в розничной сети.
Договор оптовой купли-продажи объективно необходим для создания отечественного товарного рынка. Просчетом ГК РФ является то, что, предусмотрев в § 2 гл. 30 о договоре розничной купли-продажи положения, направленные на защиту прав потребителей, кодекс не установил соответствующих обязанностей изготовителей и оптовых организаций, усилиями которых только и возможно обеспечить выполнение соответствующих требований относительно продаваемого товара. Отсутствие законодательно урегулированного договора оптовой купли-продажи закрепляет примитивный уровень нашей торговли, препятствует улучшению обслуживания населения, ведет к массовым нарушениям законных интересов граждан.
3. В тех случаях, когда приобретаемые товары не предназначены для продвижения в розничную торговую сеть, у сторон уже нет необходимости заключать договор оптовой купли-продажи. Свои отношения они могут оформить договором поставки или договором купли-продажи для предпринимательских целей.
В этой связи необходимо рассмотреть отличительные черты договоров поставки и купли-продажи, являющихся наряду с оптовой куплей-продажей основными договорами товарного обращения.
Договор поставки - это российское явление, продукт отечественной правовой и предпринимательской мысли. Разработан он был наряду с уже существовавшим договором купли-продажи и предназначался для решения таких задач, для которых модель купли-продажи была явно непригодной. Это были закупки ресурсов для государственных, прежде всего - военных, нужд. Поставки носили, как правило, крупномасштабный и долговременный характер, с регулярно повторяющимися операциями по передаче и оплате стоимости товара. Весьма наглядно эти признаки прослеживаются на ранних этапах существования договора поставки - в указах Петра I о казенных подрядах и поставках.
В последующие периоды видовые сущностные черты договора поставки то размывались и он сближался до неразличимости с куплей-продажей, то вновь под влиянием потребностей хозяйственной практики выходили на первый план, получая соответствующее закрепление в законодательстве.