Унитарное предприятие
Отражение идеи "единого и единственного собственника" обнаруживается и в других правилах. Так, в контексте регулирования процессов реорганизации императивно закреплено следующее: "Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику". Даже когда речь идет о реорганизации в форме разделения или выделения, правило о едином и единственном собственнике существует, хотя и в диспозитивном закреплении. Важно, наконец, и то, что правомочия собственника имущества предприятия никогда не могут быть переданы любому другому публичному образованию. Таким образом, основываясь на принципиальном для предприятия положении о "едином и единственном собственнике", потенциальным учредителям для реализации совместных экономических проектов следует отказаться от формы унитарного предприятия в пользу другой формы.
Поскольку предприятие - субъект-несобственник, его фирма должна содержать указание на собственника его имущества. По этой же причине сделкоспособность всякого предприятия имеет заметные ограничения. К числу таковых относятся, например, невозможность совершения предприятием без согласия собственника сделки, в которой заинтересован его руководитель, крупной сделки, а также осуществление заимствований. Существуют запреты и ограничения относительно создания предприятием других юридических лиц или участия в них. Так, предприятия не могут создавать другие унитарные предприятия, быть учредителями кредитных организаций, тогда как их участие в иных организациях возможно только с санкции собственника имущества.
Виды предприятий. Предприятия любого уровня могут создаваться собственником на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Примечательно, что Закон об УП пересмотрел саму идею казенных предприятий. Если прежде они могли создаваться только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, сегодня они могут быть созданы на базе всякого государственного, а также муниципального имущества. Принимая во внимание, что казенные предприятия создаются на праве оперативного управления - праве, более узком по объему образующих его правомочий в сравнении с правом хозяйственного ведения, идея создания казенных предприятий в том числе на муниципальном уровне свидетельствует об усилении публичного вмешательства в экономические процессы и ужесточении контроля над сферой публичного предпринимательства. Однако ни ГК, ни Закон об УП не содержат четких критериев при ответе на вопрос, в каких случаях предприятие должно быть основано на праве хозяйственного ведения, а в каких оно должно быть казенным. Отсюда следует, что выбор вида предприятия по логике законодателя - вопрос не столько "права", сколько "факта", который во многих случаях может быть решен индивидуально.
Правосубъектность предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, отличается от правосубъектности казенных предприятий. Так, деятельность первых подчиняется принципу "разрешено все, что прямо не запрещено", деятельность вторых - "дозволено то, что прямо разрешено".
Ограничения, которые установлены в отношении сделок предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, сводятся к следующему:
распорядительные сделки предприятия не должны лишать его возможности осуществления уставных функций;