Транспортная экспедиция
Основными формами ответственности сторон за нарушение договора транспортной экспедиции выступают возмещение убытков, взыскание неустойки, возврат вознаграждения экспедитором. В частности, в случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает контрагенту убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
Экспедитор также несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере действительной стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере объявленной ценности;
4) за повреждение груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, - в размере суммы, на которую понизилась действительная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере действительной стоимости груза.
При этом действительная стоимость груза устанавливается исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. В свою очередь, груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Вместе с тем груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
В ситуациях, когда имеет место утрата, недостача или повреждение груза, возможно применение и такой санкции, как полный или частичный возврат клиентом уплаченного вознаграждения. Согласно п. 3 ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного груза.