Правовое положение публичных образований
Однако существо некоторых личных неимущественных отношений не исключает возможность признания публичных образований их участниками. Например, публичному образованию может принадлежать такое личное неимущественное право, как право на обнародование произведения науки, литературы и искусства. Гражданско-правовую природу имеют отношения, связанные с использованием наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях государственных и негосударственных учреждений, организаций и других структур в своих фирменных наименованиях некоторых слов. Подобное использование до принятия ФЗ "О государственной символике" допускается только с согласия Правительства РФ ). Соответственно, личные неимущественные отношения возникают при использовании иной символики, принадлежащей публичным образованиям.
Участвуя в имущественных отношениях, публичные образования не могут не вступать в отношения организационного характера. Например, подобные отношения возникают в случае организации и проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный контракт, которые являются одним из способов размещения заказа. Существом организационных отношений охватываются не только действия по подготовке торгов, но и порядок их проведения.
Представляется, что организационные отношения с участием публичных образований складываются и в случае заключения последними предварительных договоров, создания хозяйственных товариществ и обществ, а также иных юридических лиц, и, соответственно, участия в деятельности этих лиц, например посредством принятия решений.
Ответственность публичных образований. Выступление в гражданском обороте предполагает не только приобретение прав, но и несение на равных с иными участниками гражданского оборота началах обязанностей, в том числе связанных с бременем ответственности.
Гражданским законодательством на публичные образования распространен принцип самостоятельной ответственности субъектов гражданского права. Это означает, что Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования и созданные ими юридические лица не отвечают по обязательствам друг друга. Данный принцип в равной мере применим, во-первых, к случаям несения договорной ответственности, т.е. ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых муниципальными образованиями обязанностей по договорам, и, во-вторых, к случаям несения внедоговорной ответственности, которая может наступить за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возникших из односторонних действий, либо за вред, причиненный личности или имуществу физического лица и имуществу юридического лица государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления - ст. 1069 ГК), а также вследствие неосновательного обогащения.
Вместе с тем из правила о самостоятельной ответственности существуют исключения двух видов:
1) прямо установленные законом: публичные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий и бюджетных учреждений при недостаточности имущества последних.