Правовое положение публичных образований
Виды гражданских отношений, в которых участвуют публичные образования. Признание публичных образований полноправными участниками гражданского оборота и распространение на режим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у публичных образований равной возможности быть субъектами отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Как следует из предыдущих глав настоящего учебника, эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные, наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения.
Укажем на основные особенности участия публичных образований в данных отношениях.
Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественных отношениях. Так, публичные образования, будучи собственниками, являются субъектами вещных отношений.
Правовой режим управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:
1) в существующих наряду с общими специальных способах приобретения и прекращения права собственности;
2) порядке управления собственностью, функции по осуществлению которого от имени Российской Федерации и ее субъектов возложены на органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК, а от имени муниципальных образований - на органы местного самоуправления и лица, указанные в п. 2 ст. 125 ГК ).
Например, к таким органам и лицам, если речь не идет о специальных видах имущества, относятся Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальные органы и подведомственные организации, а также специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества".
К числу полномочий Росимущества отнесено, в частности, осуществление полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий и учреждений, акций акционерных обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации федерального имущества; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности и т.д.; п. 1 постановления Правительства РФ "Вопросы реализации федерального имущества" от 20 декабря 2006 г. N 782).