Правовое положение публичных образований
Кроме того, в законодательстве заложена возможность установления дополнительных особенностей несения ответственности такими публичными образованиями, как Российская Федерация и ее субъекты, в гражданских отношениях с участием иностранных физических и юридических лиц, а также иностранных публичных образований. Вместе с тем закон об иммунитете государства и его собственности до сих пор не принят. Следовательно, в отсутствие данного закона регулирование указанных отношений ответственности должно осуществляться на основе положений действующего законодательства.
В частности, помимо положений гл. 5 ГК необходимо учитывать нормы иных законов, в том числе другой отраслевой принадлежности. В настоящее время действующее процессуальное законодательство исходит из принципа абсолютного судебного иммунитета государства, содержание которого сводится к возможности предъявления иска к публичному образованию, применения обеспечительных мер и обращению взыскания на имущество только с его согласия. Иначе говоря, одно государство не подчиняется юрисдикции другого.
С одной стороны, такое законодательное решение обеспечивает суверенитет публичных образований ). Но, с другой стороны, это правило явно не согласуется с общим положением о равных началах участия всех субъектов гражданского права иммунитета, в соответствии с которой участие публичного образования в международном имущественном обороте предполагает отказ от судебного иммунитета).
Вместе с тем в определенных случаях законом допускается добровольный отказ государства от своего иммунитета в отношениях, осложненных иностранным элементом; двусторонние соглашения Правительства РФ с правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений).