Понятие жилищного права и система его источников
Правила содержания имущества в многоквартирном доме от 13 августа 2006 г.;
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 14 декабря 2005 г. и др.
Указанные нормативные акты носят подзаконный характер и не могут противоречить нормам ЖК и других федеральных законов. Наряду с актами, принятыми после 1 марта 2004 г., продолжает действовать большое число нормативных актов, принятых в прошлые годы самыми различными органами государственной власти, в том числе нормативные акты бывшего СССР. Положения данных нормативных актов применяются постольку, поскольку они не противоречат правилам ЖК.
С учетом того, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, нормативные акты в рассматриваемой сфере принимаются и субъектами Федерации. Хотя их нормотворческая компетенция новым ЖК значительно сужена, число принимаемых ими актов остается значительным. При этом в различных регионах страны с учетом специфики местных условий и уровня жилищной обеспеченности граждан действует своя система нормативных источников. Например, в Санкт-Петербурге приняты, в частности, такие правовые акты, как:
Закон СПб от 5 мая 2006 г. "О жилищной политике Санкт-Петербурга";
Закон СПб от 30 июня 2005 г. "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге";
Закон СПб от 7 июля 2004 г. "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан";
Закон СПб от 11 июля 2005 г. "О региональных стандартах в жилищной сфере" и др.
Помимо федеральных нормативных актов и актов субъектов Федерации к числу источников жилищного законодательства относятся также нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Правда, компетенция органов местного самоуправления в части регулирования жилищных отношений в настоящее время крайне ограниченна. В частности, в соответствии со ст. 14 ЖК они могут определять порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Источниками жилищного права являются также акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Указанные судебные инстанции не могут создавать новых норм жилищного права, а призваны проверять конституционность действующих норм или давать их обязательное для применения толкование. Однако они играют важную роль в действующем механизме правового регулирования. Множественные пробелы, противоречия и спорность многих положений действующего жилищного законодательства дают основание предположить, что высшим судебным инстанциям Российской Федерации в ближайшее время не раз придется обращаться к вопросам жилищного права.