Основания возникновения жилищных правоотношений
Надежды остальных претендентов на получение бесплатного жилья весьма туманны. Теоретически им могут такое жилье предоставить. Более того, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 49 ЖК жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма иным категориям граждан, определенным федеральным законом или законом субъекта Федерации и признанным по установленным ЖК и федеральным законом или законом субъекта Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Федерации.
Указанная формулировка, во-первых, позволяет субъектам Федерации исходя из имеющихся у них возможностей принимать законы, на основании которых они могут обеспечивать бесплатной жилой площадью тех очередников, которые не относятся к числу малоимущих, и, во-вторых, дает власти законное основание наделять бесплатным жильем чиновников и иных приближенных к ней лиц. Что же касается большинства нуждающихся в жилье граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г., но не подпадающих под категорию малоимущих, то вряд ли стоит рассчитывать на получение бесплатного жилья.
В большинстве регионов такие граждане могут в лучшем случае рассчитывать лишь на оказание им определенной помощи в самостоятельном решении ими своих жилищных проблем. Так, в Санкт-Петербурге принят Закон от 7 июля 2004 г. "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". В соответствии со ст. 1 указанного Закона под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
Такое содействие может оказываться как гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, так и гражданам, принятым на специальный учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий. Такой специальный жилищный учет ведется администрацией районов Санкт-Петербурга на основании Положения о порядке ведения учета, утв. правительством СПб 17 октября 2005 г. N 1545. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в содействии не влечет снятие их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае утраты оснований, дающих им право быть признанными малоимущими, вправе перейти на учет в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий на основании заявления, представленного в уполномоченный орган, с сохранением даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.