Обязательство по перевозке пассажиров и багажа
Как и в случае с ответственностью, возникающей из договора перевозки грузов, процедура применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки пассажиров и багажа обычно состоит из трех этапов:
документальная фиксация оснований ответственности;
соблюдение претензионного порядка урегулирования споров;
предъявление иска в соответствующий суд.
В рамках первого этапа транспортное законодательство в ряде случаев предусматривает необходимость специального документального подтверждения тех обстоятельств, которые являются основаниями ответственности участников обязательств по пассажирской перевозке. Так, в ст. 119 УЖТ установлено, что подобные обстоятельства удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. В частности, коммерческий акт составляется для удостоверения повреждения багажа возможных причин такого повреждения; обнаружения багажа без перевозочных документов. По своему значению эти документы являются доказательствами. Однако в соответствии с п. 4 ст. 796 ГК документы о причинах несохранности багажа, составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Таким образом, документы перевозчика, удостоверяющие основания ответственности, необходимость составления которых предусмотрена в транспортном законодательстве, не имеют приоритета над иными доказательствами по судебному делу.
Однако не все обстоятельства, которые являются основаниями ответственности участников обязательств по пассажирской перевозке, требуют специального документирования. В частности, согласно ст. 121 УЖТ и п. 71 указанных выше Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в случае задержки отправления или опоздания поезда к претензии прилагаются лишь проездные документы, которые и подтверждают содержание претензии.
Сущность второго этапа состоит в соблюдении правила об обязательном или добровольном претензионном порядке урегулирования споров по пассажирской перевозке. Применительно к претензионному порядку урегулирования споров в отношениях по пассажирской перевозке законодатель в целом исходит из двух разных подходов:
во-первых, устанавливается обязательный претензионный порядок урегулирования для ряда споров, т.е. для их определенной части. Например, такой порядок установлен в ст. 161 КВВТ в отношении предъявления требований к перевозчику. Кроме того, по ст. 194 КТМ пассажир обязан направить письменное заявление перевозчику об утрате или повреждении багажа лишь в определенных здесь случаях, а в других ситуациях претензионный порядок при морской перевозке пассажира и багажа не применяется. Обычно для требований самого перевозчика к пассажиру, а также для требований о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира рассматриваемый претензионный порядок не устанавливается;