Обязательство по перевозке пассажиров и багажа
во-вторых, для отдельных ситуаций нормативно оформляется лишь право на предъявление претензии, но не обязанность, что, по сути, равнозначно добровольному претензионному порядку. Согласно ст. 121 УЖТ до предъявления к перевозчику иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа, к перевозчику может быть предъявлена претензия. Однако законодатель не всегда последовательно выдерживает этот подход в УЖТ: в ст. 125 УЖТ право на предъявление исков к перевозчикам багажа, возникших в связи с осуществлением перевозок, в частности в любом случае связано с соблюдением претензионной процедуры. Право на предъявление претензии установлено для договоров автомобильной перевозки пассажиров в соответствии с п. 1 ст. 39 УАТ.
Претензионная процедура обязательного или добровольного претензионного порядка урегулирования споров обычно состоит из двух этапов: оформление и заявление претензии, ее рассмотрение в течение установленных в транспортном законодательстве сроков и направление ответа заявителю.
Для первого этапа транспортное законодательство определяет, кто и в какой срок может заявить претензию, как она оформляется. В частности, для пассажирской перевозки автомобильным транспортом право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, и страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с нарушением перевозчиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа, а претензии могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. В отношении указанного срока для предъявления претензий в отношениях по пассажирской перевозке нужно учитывать предписание, данное в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", в соответствии с которым истечение установленного законодательством пресекательного срока на предъявление гражданином претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст. 46 Конституции РФ и Закону о защите прав потребителей.
На втором этапе перевозчик рассматривает претензию в срок, определенный транспортным законодательством, и направляет соответствующий ответ заявителю. Например, согласно ст. 40 УАТ перевозчик обязан рассмотреть предъявленные ему претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. При частичном удовлетворении или отклонении перевозчиком претензии заявителя в уведомлении должно быть указано основание принятия такого решения в соответствии с УАТ. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.
На третьем этапе процедуры применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки пассажиров и багажа заявляется иск в соответствующий суд. Применительно к этому этапу транспортное законодательство обычно отвечает на два вопроса - кто и в каком случае может предъявить иск, каков срок исковой давности. Так, для перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлено, что при предъявлении претензий в порядке, установленном УАТ 2007 г., иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа перевозчиков удовлетворить претензии либо в случаях неполучения от перевозчиков ответов на претензии в течение 30 дней со дня получения ими соответствующих претензий.