Договоры поставки и контрактации
Если же вместо расторгнутого договора новая сделка совершена не будет, покупатель может предъявить контрагенту-нарушителю требование о возмещении абстрактных убытков в виде разницы между ценой по расторгнутому договору и текущей ценой на данный товар на момент расторжения договора. Убытки, которым посвящена ст. 524 ГК, - суть упущенная выгода, поскольку разницу между ценой по "старой" и по "новой" сделке при обычных условиях гражданского оборота покупатель сберег бы, а продавец - приобрел бы. Но именно из-за нарушения договора и сбережение, и приобретение оказались упущенными. Поэтому возмещение данных убытков не исключает возмещения иных убытков. В то же время, поскольку правила ст. 524 ГК могут быть использованы не только в рамках договора поставки, но и в других договорах в связи с решением вопроса об убытках, данные правила вполне могут претендовать на универсальность и после соответствующей их доработки - на перенос в первую часть ГК.
6. Наконец, многие вопросы исполнения договора поставки нередко зависят не только от поставщика, но и от перевозчика, участвующего в процессе исполнения данного договора посредством предоставления услуг по транспортировке товара. Именно поэтому если при разрешении спора обнаружатся обстоятельства, свидетельствующие о том, что недостатки товара стали следствием нарушения правил перевозки груза, за которые отвечает перевозчик, ответственность за эти недостатки не может быть возложена на поставщика. Напротив, при наличии бесспорных доказательств, подтверждающих, что причиной несохранности товара стали противоправные действия поставщика, ответственность может быть возложена на последнего независимо от предъявления покупателем требований к перевозчику.
Поставка для публичных нужд. Поставка товаров для публичных нужд - поставка sui generis. Именно поэтому согласно п. 2 ст. 525 ГК к таким отношениям применяются правила § 4 гл. 30 ГК, а в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК, - иные законы, а если это не вступает в противоречие с правилами § 4 гл. 30 ГК - также правила § 3 гл. 30 ГК. Поставка товаров для публичных нужд отличается от обычной поставки следующим:
особыми - публичными - целями. Таковыми здесь выступают государственные нужды - обеспечиваемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников потребности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, ее субъектов, а также для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
обычная поставка прочно основывается на договоре поставки, поставка для публичных нужд - на фактическом составе из ряда последовательно связанных между собой юридических фактов.
1. Первый обязательный факт - заказ на поставку товаров для публичных нужд, который размещается государственным заказчиком. Порядок размещения таких заказов регулируется за рамками Гражданского кодекса специальным законодательством, которое состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, а также подзаконных актов. Размещение заказов представляет собой действия заказчиков, направленные на определение поставщиков в целях заключения с ними государственных контрактов.